5 января 1731 года в Москве зажглись первые уличные фонари. С этого момента история развития уличного освещения в столице, можно сказать, являла яркий пример борьбы «света разума» с «первобытными инстинктами».
Последний газовый фонарь
Лучше ходить во тьме, но есть кашу с маслом
Регулярному освещению города положил начало указ Анны Иоанновны «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей», вышедший в конце 1730 года, когда двор императрицы находился в Первопрестольной. Расстояние между фонарями должно было быть по 10 сажен (21 метр), а завершить работы по установке 520 конопляно-масляных фонарей было приказано до 5 января. Впрочем, столбы ставили, как попало, а лампады, которым надлежало гореть до полуночи, гасли уже через два-три часа, так как обслуживающий персонал и горожане воровали масло и добавляли его в кашу…
Фонарное освещение в то время предусматривалось «для зимних ночей», то есть, на сезонный период с 1 сентября по 1 мая, причем только на 18 ночей в месяц - в остальные фонари заменяла луна.
Штат обслуживающего персонала составляли фонарщики, набираемые из отставных или провинившихся солдат. За свой труд они получали небольшое жалованье и продуктовый паек. А непосредственно заведовали освещением пожарные команды при полицейских участках.
В 1782 году количество масляных фонарей перевалило за 3,5 тыс., а к началу XIX века их насчитывалось уже более 6 тыс. 559.
Несмотря на то, что горели первые фонари довольно тускло, да и масло в них буквально не успевали заливать, просуществовали они в Москве 130 лет. В начале XIX века в них начали устанавливать отражатели, а их обслуживанием стали заниматься пожарные. Но затем, во время пожара Москвы 1812-го года, фонари на деревянных столбах сгорели, и после этого восстановление уличного освещения шло очень медленно. Чтобы вновь появившиеся на московских улицах фонари светили ярче, в 1820-х их пробовали заправлять лампадным маслом, но быстро выяснилось, что городскому бюджету это обходится слишком дорого.
«Офонаревшие» вынудили перейти на керосин
На смену масляным вскоре пришли фонари на хлебном спирту: в 1848 году в Москве и Петербурге начали проводить опыты по устройству спирто-скипидарного освещения. Однако, несмотря на то, что фонари запирались на замок, по вполне понятным причинам это новшество в России надолго не прижилось.
Граждан, злоупотреблявших этой гремучей смесью, в народе прозвали «офонаревшими», после чего это определение закрепилось в языке и стало использоваться для обозначения всех находящихся в «состоянии аффекта».
Пока власти Москвы пытались найти альтернативные источники освещения, на мировых рынках появился керосин.
В 1863 году, когда были объявлены торги на улучшение освещения в Москве, их выиграл француз Баталь, который предложил ввести керосиновое освещение.
Его проект был признан лучшим, хотя заявки рассматривались самые разные, например, российские крестьяне представили проект фонаря, работавшего на сосновых шишках.
В результате его реализации в 1862 году на московских улицах зажглись керосиновые фонари. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло…
Газовое освещение
Первые проекты по улучшению освещения с использованием газа начали поступать в Московскую городскую Думу ещё в 1849 году. Но либо предложения эти были невыгодны городу, либо сами предприятия к моменту принятия решения распадались.
Только в 1865 году «думцы» подписали 30-летний контракт на устройство в Москве газового освещения с английской фирмой Букъе и Гольдсмита, объявившей низшую цену на торгах за один уличный фонарь в год (14 рублей 50 копеек).
По контракту, в течение 10 лет газовое освещение должно было появиться в Городской, Тверской, Мясницкой, Пречистенской, Арбатской, Сретенской и Яузской частях Москвы, в пределах нынешнего Садового кольца (за исключением Замоскворечья). Кроме того, компания должна была в течение 3-х лет построить завод по сухой перегонке каменного угля в Нижнем Сусальном переулке, проложить газопроводную сеть, поставить и осветить 3 тыс. фонарей. К 1868 году все эти проекты уже были реализованы.
Однако и тут не все вышло так, как хотелось бы… Компания несла крупные убытки, ибо к газовой сети никто из абонентов не спешил подключаться, все предпочитали обходиться по старинке - свечами. Лишь к 1905 году эту проблему удалось разрешить, когда предприятие перешло к городу и стало с тех пор интенсивно развиваться. В итоге, языки газовых фонарей разгоняли тьму на московских улицах с 1866 по 1932 гг.
Кстати, в 2013 году после 81-летнего перерыва в парке Воинской Славы, по инициативе столичного Департамента топливно-энергетического хозяйства, опять зажглись газовые фонари. Этот проект был реализован по инициативе Департамента топливно-энергетического хозяйства, в целях сохранения истории развития газового хозяйства столицы. В изготовлении фонарей специалисты применяли самую современную горелку с электроподжигом. Система работает автономно, от встроенного аккумулятора: днем аккумулятор заряжается от солнечной энергии, вмонтированной в газовый фонарь, а ночью от света самого газового светильника.
Эра электричества
Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году. В саду «Эрмитаж» вечерами публика приветствовала их включение аплодисментами.
15 мая 1883 года, в дни коронации Александра III, при помощи 22-х дуговых ламп была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Правительством Москвы было закуплено для этой цели 3 тыс. 500 лампочек накаливания Т. А. Эдисона. После празднеств многие москвичи стали подавать генерал-губернатору прошения об устройстве электрического освещения в своих домах, а первой улицей, освещенной электричеством, была Тверская.
Одним из первых электрическое освещение стал использовать театр Корша, находившийся в Камергерском переулке, где теперь Художественный театр. В 1882 году в только что отстроенном здании было электрическое освещение сцены, зрительного зала, фойе и артистических уборных.
«Это тогда было новостью необыкновенной, - писала ведущая артистка театра А. Я. Глама-Мещерская, - и даже в Большом и Малом театрах еще пользовались газом; правда, новое освещение было далеко не совершенно. Лампочки давали свет желтоватый и горели ненадежно. Тем не менее, впечатление новое освещение производило огромное».
Владимир Гиляровский в своей знаменитой книге «Москва и москвичи» со свойственным ему чувством юмора описывает первый в Москве «электрический» бал:
«Это было в половине восьмидесятых годов. Первое электрическое освещение провели в купеческий дом к молодой вдове-миллионерше, и первый бал с электрическим освещением был назначен у нее.
Роскошный дворец со множеством комнат и всевозможных уютных уголков сверкал разноцветными лампами. Только танцевальный зал был освещен ярким белым светом. Собралась вся прожигающая жизнь Москва, от дворянства до купечества.
Автор дневника присутствовал на балу, конечно, у своих друзей, прислуги, загримировав перед балом в "блудуаре" хозяйку дома применительно к новому освещению.
Она была великолепна, но зато все московские щеголихи в бриллиантах при новом, электрическом свете танцевального зала показались скверно раскрашенными куклами: они привыкли к газовым рожкам и лампам. Красавица хозяйка дома была только одна с живым цветом лица.
Танцевали вплоть до ужина, который готовил сам знаменитый Мариус из "Эрмитажа".
При лиловом свете столовой мореного дуба все лица стали мертвыми, и гости старались искусственно вызвать румянец обильным возлиянием дорогих вин.
Как бы то ни было, а ужин был весел, шумен, пьян - и... вдруг потухло электричество!
Минут через десять снова загорелось... Скандал! Кто под стол лезет... Кто из-под стола вылезает... Во всех позах осветило...»
Однако говорить об отдельных этапах становления городского освещения в Москве можно только с большой долей условности, ведь эти «этапы» на протяжении десятилетий мирно сосуществовали. Например, согласно отчёту, подготовленному Московской городской управой в 1911 году, для освещения Москвы в то время использовались керосин, газ и электричество. Всё, что было за Садовым кольцом, большинство проездов Замоскворечья, а также все бульвары, парки и скверы освещались простыми керосиновыми лампами (всего 13 тыс. 444 штуки). Вдоль трамвайных путей с 1908 года стали устанавливаться керосинокалильные фонари (532 штуки), а практически весь центр Москвы освещался газовыми фонарями (8 тыс. 501 штука).