«Все мы знали деда Мазая и то, как он спасал зайцев, застигнутых половодьем. Но вот женщина в своих воспоминаниях рассказывает, как охотился ее муж. Была осень, пора, предшествующая ледоставу. По реке шла шуга - ледяное крошево, готовое вот-вот превратиться в броню. На маленьком островке спасались застигнутые ледоставом зайцы. Охотник, о котором вспоминает женщина, сумел добраться в лодке до островка и ПРИКЛАДОМ РУЖЬЯ набил столько зайцев, что лодка осела под тяжестью тушек. Женщина рассказывает об охотничьем подвиге своего мужа с завидным благодушием. Способность испытывать охотничье удовлетворение от убийства попавших в естественную западню зверьков ее нисколько не удивила. Женщина эта Н.К. Крупская, а дело происходило в Шушенском; читайте ее «Воспоминания», изданные в Москве в Госиздате в 1932-1934 годах», - цитирую Владимира Солоухина («Камешки на ладони». Журнал «Наш современник», № 6, 1990 год).
Такая вот кровожадная картинка получается. Мало того, что Мазай-Ильич воспользовался бедой несчастных зверьков, так еще не просто перестрелял их, а забил до смерти ПРИКЛАДОМ РУЖЬЯ. Спрашивается, зачем? Патроны экономил? И как же он их ловил? Ведь сначала надо поймать зайца, убить его прикладом, а потом уже бежать за следующей жертвой.
Дунчев Сергей Яковлевич (1916-2004) «Ленин на охоте»
Надежда Крупская в своих воспоминаниях, на которые ссылается Солоухин, пишет несколько по-другому:
«Позднею осенью, когда по Енисею шла шуга (мелкий лед), ездили на острова за зайцами. Зайцы уже побелеют. С острова деться некуда, бегают, как овцы, кругом. Целую лодку настреляют, бывало, наши охотники».
НХ «Ленин на охоте»
«Зайцев, - писал Владимир Ильич родным, - здесь я бил осенью порядком, - на островах Енисея их масса, так что нам они быстро надоели...».
Валентин Данилович Бернадский (1917-2011) «Ленин на охоте»
Вспоминаются известные со школы строчки Николая Некрасова:
Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, -
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?..
Процитируем еще воспоминания Надежды Константиновны:
«Владимир Ильич был страстным охотником, завел себе штаны из чертовой кожи и в какие только болота не залезал. Ну, дичи там было! ...только горячился очень. Владимир Ильич говорит: «Знаешь, если заяц встретится, не буду стрелять, ремня не взял, неудобно будет нести». Выбегает заяц, Владимир Ильич палит».
Саханов Александр Иванович (1914-) «В.И. Ленин на охоте»
У Владимира Солоухина порой встречается источник, откуда он взял историю про зайцев (в журнале «Наш современник» за 1990 год, где это прочитал я, этого источника нет): «Выписано из книги Доры Штурман «В. И. Ленин: Анализ взглядов, деятельности и психологии В.И. Ленина 1917-1923 гг. ИМКА- Пресс. Париж. 1989, стр. 61». Дора Моисеевна Штурман - израильский литературовед, политолог, публицист, историк литературы. Так сообщает Википедия. Откуда она взяла про зайцев? Из воспоминаний Крупской.
Читаем у Доры Штурман в указанной выше книге в
главе «Утопия у власти»:
«Разрушение российской демократии в 1917 году и последующее овладение истекавшей кровью страной путем демагогии и террора - было самой большой, пожалуй, даже единственной большой победой Ленина. Он победил, презрительно пренебрегши тем, что его противник считал правилами игры. Ленин никогда не был тем игроком, который получает удовлетворение от игры по правилам. Его жена в своих воспоминаниях о нем* рассказывает, как однажды в Шушенском он охотился на зайцев. Была осень, пора, предшествующая ледоставу. По реке шла шуга - ледяное крошево, готовое вот-вот превратиться в броню. На маленьком островке спасались застигнутые ледоставом зайцы. Владимир Ильич сумел добраться в лодке до островка и прикладом ружья набил столько зайцев, что лодка осела под тяжестью тушек. Надежда Константиновна рассказывает об охотничьем подвиге антипода некрасовского деда Мазая с завидным благодушием. Способность испытывать охотничье удовлетворение от убийства попавших в естественную западню зверьков - для Ленина психологически характерный штришок. Правила охоты - ничто, результат - все».
Стоит ссылка: Крупская Н.К., Воспоминания. Москва, Госиздат, 1932 и 1934 гг.
Так кто же лжет?
Книгу Дора Штурман нашла в университетской библиотеке в Иерусалиме. После смерти Крупской ее воспоминания в советских изданиях сильно причесали и откорректировали да и вообще не очень стремились издавать. А в Иерусалиме нашелся экземпляр прижизненного издания.
Зачем Ильичу вообще понадобились зайцы?
Может быть, убийство большого количества зайцев - вынужденный поступок? В Шушенском Владимир Ильич находился в ссылке. Может, он там голодал?
Николай Владиславович Вольский-Валентинов в книге «Малоизвестный Ленин» снова ссылается на воспоминания Крупской.
«Дешевизна в этом Шушенском была поразительная, - писала Надежда Константиновна. -Например, Владимир Ильич за своё «жалованье» - восьмирублёвое пособие - имел чистую комнату, кормёжку, стирку и чинку белья - и то считалось, что дорого платит. Правда, обед и ужин был простоват - одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока всего не съест; как съест - покупали на неделю мяса, работница во дворе - в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, - тоже на целую неделю… В общем ссылка прошла неплохо».
Сам Ильич это подтверждает в своем письме от 20 июня 1897 года:
«Сегодня ровно месяц, как я здесь, и я могу повторить то же самое: и квартирой, и столом вполне доволен…».
Три месяца спустя в письме к матери он добавляет:
«Здесь тоже все нашли, что я растолстел за лето, загорел и высмотрю совсем сибиряком. Вот что значит охота и деревенская жизнь! Сразу все питерские болести побоку!». (Написано 30 сентября 1897 г.).
«Он ужасно поздоровел, и вид у него блестящий сравнительно с тем, какой был в Питере»,- сообщала Крупская Марии Александровне Ульяновой в письме от 22 мая 1898 года.
Еще из писем Крупской из Шушенского (Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 55. Приложения): «У нас уже зима, наша Шушенка замерзла, и снег уже был, но сошел. Холод порядочный (градусов 5), что не помешало Володе закатиться сегодня на охоту за зайцами на остров на целый день, он в этом году ни одного зайца не изничтожил еще», «Пока он только усердно ходит на охоту. Вот и сейчас свои охотничьи доспехи налаживает. Бьет тетерок, а мы все их едим и подхваливаем», «Хотя теперь наступил уже охотничий сезон, но Володя еще не впал в охотничий раж, ходил на охоту раза 2, тетерок убивал, и мы ими питались основательно».
Ну, видно, по барану в неделю не хватало или хотелось рацион разнообразить. Или охотился просто так - для развлечения.
Судя по письмам, их ссылка действительно была одно только удовольствие. Они ездят в гости к другим ссыльным и принимают их у себя, получают через родных русские, немецкие, французские книги, нелегальные издания, журналы и газеты. Ленин ведёт обширную политическую переписку, составляет книги, пишет статьи в журналы и революционные брошюры для издания в Женеве.
«Вообще теперешняя наша жизнь напоминает «форменную» дачную жизнь, только хозяйства своего нет. Ну, да кормят нас хорошо, молоком поят вволю, и все мы тут процветаем»,
- пишет Крупская в своем письме от 26 июня 1898 года.
И снова - к Мазаю
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой...
... К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и «с богом!» сказал...
Дед Мазай и зайцы
Как видим, Ильич был не таков. Он бы зайцев не спас и не отпустил «с богом».
Ну и у Мазая было рациональное объяснение своему поступку. Ильич набил зайцев осенью, а у Мазая дело было весной:
Я проводил их всё тем же советом:
«Не попадайтесь зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, - линяет косой...
То есть, была бы осень или зима, и не сдобровать бы зайцам от дедушки Мазая...