При возвращении с орбиты ночью 16 октября 1976 года космонавты Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский на корабле «Союз-23» приземлились с перелетом от расчетной точки на 121 км в казахстанское озеро Тенгиз, пробив при этом лед. Это было первое приводнение в практике отечественной пилотируемой космонавтики.
Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский.
14 октября 1976 года с космодрома Байконур стартовал пилотируемый корабль «Союз-23». Экипаж состоял из командира Вячеслава Зудова и бортинженера Валерия Рождественского. Задачей полета была стыковка с орбитальной научной станцией «Салют-5» для проведения научно-технических работ.
Как рассказывается в книге Михаила Реброва «Космические катастрофы. Странички из секретного досье», на «Салюте-5» возникли неполадки, новый экипаж должен был провести полную проверку станции и устранить проблемы.
Полет до «Салюта-5» длился двое суток, топлива хватало максимум на трое суток. 16 октября начались проблемы при попытке стыковки - отказала система автоматической стыковки «Игла», так как загруженные данные о параметрах движения корабля и станции не совпадали с реальными значениями. Пристыковать «Союз-23» без рисков не получалось, и тогда командир Вячеслав Зудов решил возвращаться на Землю.
ТАСС сообщил:
«15 октября в 21 час 58 минут корабль «Союз-23» был переведен в режим автоматического сближения со станцией «Салют-5». Из-за нерасчетного режима работы системы управления сближением корабля стыковка со станцией «Салют-5» была отменена. Экипаж завершает полет и готовится к возвращению на Землю».
Приземляться надо было быстро, пока не израсходовалось все топливо. Для посадки руководитель полета с Земли выбрал безлюдную местность в районе города Аркалык в Казахстане. Когда «Союз-23» пошел на спуск над югом Африки, Центр управления полетами отправил в предполагаемый район посадки вертолеты со спасателями. Однако из-за снежной мглы вместо назначенной точки «Союз-23» приводнился на озеро Тенгиз при температуре минус 20 градусов.
Как рассказывал в одном из интервью Вячеслав Зудов, фатальное невезение началось еще до полета. Первоначально старт «Союза-23» планировался на 8 октября, но на Северном полигоне неудачно провели запуск аналогичной ракеты со спутником из серии ракет-носителей, на одной из которых Зудов и Рождественский и должны были лететь в космос. Через несколько секунд после старта ракета взорвалась... Полет перенесли на 14 октября.
«14 октября - день Покрова. Говорят, что в этот большой христианский праздник нельзя выполнять сложную работу. Но ведь тогда все мы были атеистами», - вспоминал Вячеслав.
Когда ехали в автобусе до стартовой площадки, у него сломался двигатель. Еще один нехороший знак. Подали другой автобус, который и доставил экипаж до места.
«При сближении с орбитальной станцией корабль стал раскачиваться, переходя из одной плоскости в другую, - вспоминал позже Вячеслав Зудов. - Подвела автоматика, произошел большой перерасход горючего, предназначенного для сближения. Топлива в баках корабля осталось только для возвращения. Нам пришлось отключить автоматику и уйти от станции. А ведь предполагалось, что мы будем работать на орбите 14 дней! (…) Мы приготовились к жесткой посадке и вдруг куда-то провалились! Мы поняли, что попали в воду, чего не должно было быть в принципе. Открыли одно из дыхательных отверстий - а там действительно вода. Откуда? С поискового вертолета нам сообщили, что мы угодили в озеро Тенгиз. Оставалось ждать спасателей. Неожиданно ощутили «взрыв» - это некстати сработала запасная парашютная система. Как потом выяснилось, соленая вода по капиллярам проникла в мембранные коробочки и замкнула реле. Над озером на мгновение возник огромный купол и, опадая в холодную воду Тенгиза, потянул за собой спускаемый аппарат. Гигантский купол, отстрелить который невозможно, намок, лег на дно. Нас перевернуло, и мы оказались вверх ногами...».
Космонавты оказались в самой середине озера. Из-за непогоды поисковые вертолеты не сразу смогли увидеть космический корабль, а потом - зацепить спускаемый аппарат и отбуксировать его к берегу.
Между тем, через два часа после отстрела запасного парашюта у экипажа появились первые признаки кислородного голодания, которые переходили в удушье от накапливающегося углекислого газа...
К «Союзу-23» смогла добраться лишь одна лодка, две другие застряли во льдах замерзшего озера. В ней находился командир вертолета МИ-6 капитан Николай Чернявский. Однако он сам замерзал и из-за того, что корабль перевернулся, и люк для выхода космонавтов оказался в воде, помочь им был не в состоянии.
«Мы услышали, как снаружи постучали: «Ребята, вы живы?». Но наша радость была преждевременной, - рассказывал Вячеслав Зудов. - Оказывается, на резиновой лодке, входящей в вертолетный спасательный комплект, к нам приплыл командир одного из вертолетов Чернявский. «Выходите, я доставлю вас на берег», - слышалось снаружи. Но ведь люк, через который мы могли бы выбраться из капсулы, был под водой, а температура воздуха на озере - минус 20! Да и лодка была одноместная... Очень быстро Чернявский осознал, что он и сам в западне: уйти не сможет, так как до берега далеко, сил грести против ветра у него не хватит... Прошло еще около двух часов. Внутри капсулы появилась изморозь. Дышать становилось все труднее...»
Вскоре снегопад прекратился и температура снизилась до минус 22 градусов. По воспоминаниям космонавтов, холод в их капсуле был собачий. Так как синтетический материал скафандров от холода не защищал, Вячеславу и Валерию пришлось переодеться в гидрокостюмы, причем сделать это надо было вверх тормашками.
Валерий Рождественский, попавший в отряд космонавтов из группы водолазов-глубоководников, учил товарища экономному «водолазному» дыханию. Они висели на подвесных ремнях. И так десять часов, пока космонавтов не спасли. Все дыхательные отверстия, которые расположены по шпангоуту, оказались под водой. Валерий и Вячеслав вынуждены были пользоваться только тем запасом воздуха, который находится в ограниченном объеме спускаемого аппарата. Через какое-то время Рождественский доложил, что Зудов от удушья потерял сознание...
В это время прибыл еще один спасательный вертолет из Караганды. Пилотировал его один из опытнейших вертолетчиков-спасателей подполковник Николай Кондратьев - начальник Карагандинского спасательного комплекса. С его вертолета был произведен осмотр спускаемого аппарата сверху. Из-за того, что аппарат был в перевернутом положении, эвакуировать космонавтов на борт вертолета не представлялось возможным.
Сначала к спускаемому аппарату переправили на вертолете аквалангистов. Потом пилоты Николай Кондратьев и Олег Нефедов зависли на вертолете над космонавтами и опустили толстый капроновый фал, спасатель-водолаз закрепил его за трос стренги парашютной системы. Выход был только один: срочно буксировать спускаемый аппарат вместе с экипажем на берег. Но такая буксировка была запрещена инструкциями. Незадолго до этого в Феодосии проводились испытания по буксировке спускаемого аппарата с экипажем на борту вертолетами и катерами, но рекомендации по результатам испытаний ещё не были внесены в действующие инструкции спасателей.
Времени на согласования с руководством полета не было. Николай Кондратьев перевел вертолет из режима висения в режим медленного движения вперед со скоростью 7 км/ч. Буксировка едва не закончилась катастрофой из-за того, что вывалившийся запасной парашют внезапно наполнило ветром. Только мастерство пилота спасло экипаж и космонавтов от гибели.
На берегу озера спасатели помогли Валерию и Вячеславу выбраться из капсулы. Замерзшие и измученные, они были эвакуированы.
Николай Чернявский, добравшийся на надувной лодке до спускаемого аппарата и находившийся там несколько часов, чуть было не попал под суд за оставление вертолета. Его спасло лишь вмешательство космонавтов, которые высоко оценили его моральную поддержку. Из-за обморожения Чернявский потерял два пальца...
По результатам расследования этого происшествия в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина была создана новая служба - самостоятельное отделение испытаний средств аварийного спасения, приземления, поиска, эвакуации и подготовки космонавтов к действиям после вынужденной посадки в экстремальных условиях различных климатогеографических зон.
Следующее в мировой космонавтике приводнение спускаемого аппарата состоялось более чем через 40 лет, когда 2 августа 2020 года штатно приводнился SpaceX DM-2.
… В ЦК КПСС долго решали, награждать ли приводнившийся космический экипаж. Задание-то космонавты не выполнили. И все же 5 ноября 1976 года за успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм обоим космонавтам присвоили звание Героя Советского Союза.
Ни Вячеслав Зудов, ни Валерий Рождественский в космос больше не летали.