Савва Великолепный или Последний из могикан

Apr 06, 2024 11:59


6 апреля 1918 года не стало известного русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. В конце XIX века он был одним из богатейших людей Российской империи.



Савва Иванович Мамонтов. Хутор на Бутырках.


«Это был «буржуй» просвещенный, талантливый, энергичный и благородный, - записал в «Дневнике москвича (1917-1920)» 9 апреля 1918 года Никита Окунев. - Был когда-то миллионером, владел железными дорогами, был меценатом - был и на скамье подсудимых, жизнь кончил, хотя и в почете, но давно уже в тени и чуть ли не в нужде. История не забудет и его и где-нибудь упомянет о нем, хоть вкратце, но, во всяком случае, добрым словом».

Современники называли Мамонтова «Саввой Великолепным» по аналогии с прозванием Лоренцо Медичи, флорентийского покровителя искусств. Коммерческий расчет, купеческая жилка, бескорыстная любовь к искусству, максимализм, широта натуры, абсолютная преданность друзьям, склонность к безоглядным увлечениям - таков был Савва Великолепный.

«В нем всегда была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других», - писал о Мамонтове Васнецов.

Из всех детей московский купец Иван Федорович Мамонтов, бывший главным акционером «Общества Московско-Троицкой железной дороги», связывавшей торговую столицу империи Москву с ее духовной столицей Сергиевым Посадом, особенно выделял Савву, считая его наиболее толковым и талантливым. Несмотря на то, что Савва неважно учился в гимназии, был довольно-таки сумасбродным, отец полагал, что именно он должен продолжить его дело.

«Какое наследство получил Савва Иванович, нам в точности неизвестно, - пишет Владислав Бахревский в книге «Савва Мамонтов». - (…) Ясно, что Савва Иванович обрел контрольный пакет акций Троицкой железной дороги, которая теперь уже именовалась Северной».

Савва Иванович решил проложить железную дорогу от Ярославля до Костромы. Это было дорого, и остальные члены правления опасались, что смелая идея их разорит. Но у Мамонтова был контрольный пакет акций и все решения он мог принимать единолично. Тревоги оказались напрасными, все прошло благополучно. Имя Мамонтова стало известным и в деловых кругах, и в правительственных.

«Время осторожных предпринимателей прошло, нужно было успевать поворачиваться, нужно было поспевать за временем. События оправдали решение Мамонтова. Дорога до Костромы была построена, и эксплуатировалась, и давала прибыль», - пишет в книге «Савва Мамонтов» Марк Копшицер.



Савва Иванович Мамонтов. С рисунка В. А. Серова. 1879 г.

В конце века дорога дошла до Архангельска, а компания стала называться «Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги». Бессменным председателем правления общества был Савва Мамонтов.

В 1875 году Министерство путей сообщения приняло решение построить Донецкую каменноугольную дорогу. Она предназначалась преимущественно для перевозки угля. Савва Мамонтов получил концессию на постройку этой дороги. Торжественное открытие дороги состоялось в декабре 1878 года. Строительство новых веток продолжалось и в последующие годы. В 1882 году она была соединена с морем - с Мариупольским портом. В 1890 году дорогу выкупило государство.

Попутно приводились в порядок старые станции и вокзалы, создавались новые. Занимался Мамонтов и московскими вокзалами. В частности, в 1890-х гг. по его инициативе началась реконструкция Ярославского вокзала. Ее проект разрабатывал архитектор Федор Шехтель. Художник Константин Коровин написал пейзажи для главного вестибюля.

Вообще, различных планов, идей у Мамонтова было великое множество, и он был готов рисковать. Например, построить дорогу от Санкт-Петербурга до Вятки; строить не только дороги, но и все необходимое для них. Мамонтов купил и арендовал несколько заводов, чтобы объединить их в концерн. Но все они так или иначе нуждались в модернизации, требовали дополнительных вложений - зачастую огромных. Так, по совету Сергея Витте, в 1889 году возглавившего Департамент железнодорожных дел при Министерстве финансов, Савва Иванович приобрел недавно обанкротившийся Невский судостроительный и механический завод. Это крупнейший производитель паровозов в России, выполнявший также военные заказы. Позже Мамонтов говорил Константину Коровину, что ему этот завод «навязали», а «заказы дают, торгуясь так, что нельзя исполнить».

Для снабжения Невского завода сырьем Савва Иванович, по совету того же Витте, приобрел Николаевский и Новониколаевский металлургические заводы в Иркутской губернии. Для управления заводами было создано акционерное «Общество Восточно-Сибирских чугуноплавильных, железоделательных, механических и рельсопрокатных заводов». Выстраивалась концепция многопрофильного отечественного концерна с циклом производств, замкнутых на потребности магистрали. Нужны были железнодорожные концессии и деньги.

Средств катастрофически не хватало, требовались новые источники доходов. Савва Иванович надеялся получить их за счет концессии на строительство железной дороги Санкт-Петербург-Вятка. Однако уже присужденную ему концессию внезапно отобрали.

В сложной финансовой ситуации Мамонтов был вынужден заложить акции железной дороги: как свои, так и своих близких. Из-за падения курса акций банк потребовал крупную доплату.



М. А. Врубель. Портрет Саввы Мамонтова. 1897

Сергей Витте посоветовал другу обратиться в Петербургский международный коммерческий банк Адольфа Ротштейна.

Летом 1899 года стали поговаривать о том, что Савва Мамонтов не может погасить свои долги. 11 сентября Савву Мамонтова арестовали в его особняке на Садовой-Спасской. Под конвоем, пешком его доставили в Таганскую тюрьму. Все имущество Мамонтова описали. По некоторым данным, во время ареста у Саввы Ивановича отобрали пистолет и записку, из которой следовало, что он собирался покончить с собой.

Причина ареста Мамонтова - незаконный «маневр деньгами»: убытки заводов в Санкт-Петербурге и Сибири Мамонтов покрывал за счет доходов от железной дороги, переложив из кассы одного общества в другое 9 млн рублей.

Во время судебного разбирательства, которое началось 23 июня 1900 года, обвинению не удалось доказать корыстный умысел в деятельности Саввы Мамонтова. К слову, предпринимателя защищал известный адвокат Федор Плевако. Суд присяжных его оправдал. Дело передали в гражданское судопроизводство. Мамонтова признали несостоятельным должником, что поставило крест и на его карьере предпринимателя, и на меценатстве.

«Как знать, может быть, прав Антокольский, когда пишет ему (Савве Мамонтову - С.И.), что его дело - искусство, а не строительство железных дорог. Вот и жена просит его быть осмотрительнее в новых проектах, не зарываться… Если бы знать, где нужно остановиться! Да и как остановиться, как бросить дело, начатое отцом и завещанное именно ему? Как остановиться, когда одно дело цепляется за другое, один проект порождает другой? - пишет в книге «Савва Мамонтов» Марк Копшицер. - (…) Ему очень хотелось собрать в Абрамцеве (усадьба Абрамцево была куплена Мамонтовым в 1870 году - С.И.) художников и скульпторов, сколотить около себя художественный кружок (…) Искусство было тем единственным, что он любил искренне и горячо. Как ни старался в свое время отец вытравить из него эту страсть, задачу свою он выполнил лишь отчасти: он приучил сына к регулярной работе и деловитости, к самодисциплине, но от искусства не отвадил. Конечно, семья, огромное дело, доставшееся ему в наследство после смерти отца, заставили его усердно заниматься железнодорожным строительством, проводить ежедневно много часов в правлении железной дороги. А душа рвалась к искусству».

Савва Мамонтов организовал в Абрамцеве мастерские живописи, резьбы по дереву, керамики, скульптуры. На их основе образовался знаменитый Абрамцевский художественный кружок. В имении Саввы Ивановича и в его доме на Садовой-Спасской бывали братья Васнецовы, Антокольский, брат и сестра Поленовы, Головин, Репин, Суриков, Коровин, Левитан, Серов, Римский-Корсаков. Талант Михаила Врубеля был обнаружен и поддержан лично Мамонтовым. Савва Иванович стал создателем и режиссером первого в России частного оперного театра. Четыре сезона солистом оперы был Федор Шаляпин. Художники мамонтовского кружка работали над всеми постановками.



Савва Мамонтов.

Всеволод Саввич Мамонтов в книге «Воспоминания о русских художниках» рассказывал:

«Нередко вечером, после трудового дня, собирались у отца в нашем историческом для родного русского искусства московском доме друзья-художники двух поколений: старшего - М.М. Антокольский, И.Е. Репин, В.И. Суриков, и младшего - К.А. Коровин и В.А. Серов. Делились впечатлениями, спорили, музицировали. Один из таких вечеров заснят на фотографии начала 90-х годов, сохранившейся у меня. Дело происходит в «большом кабинете» - так называлась самая просторная комната нашего дома, где ставились наши домашние спектакли и вообще происходили все сборища. В глубине комнаты, в нише, мраморная статуя Христа работы Антокольского, ныне находящаяся в Третьяковской галерее. Справа на мольберте незаконченная еще скульптурная работа Серова - барельефный герб Москвы: Георгий Победоносец поражает копьем дракона. Делал он эту работу по заказу отца для одного из вокзалов Ярославской железной дороги... С 1878 г. положено было начало домашних спектаклей в нашем московском доме».

Петров-Водкин говорил о Савве Мамонтове следующее:

«После П.М. Третьякова Мамонтов был одной из выдающихся фигур меценатствующей Москвы, он создал первую русскую богему - Абрамцево - наш Барбизон».

В 1902 году дом Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской (современный адрес - Садовая-Спасская, 6, стр.2), семейная коллекция картин и скульптур, подаренных ему членами Абрамцевского художественного кружка, мебель, библиотека были проданы с молотка в счет погашения долгов. Дороже всего были оценены картины Васнецова «Ковер-самолет» и «Витязь на распутье» и скульптура Христа работы Марка Антокольского - по 10 тысяч рублей. Часть картин попала в музеи. Рояль, на котором учился играть молодой Шаляпин, приобрёл создатель театрального музея Алексей Бахрушин. Сам дом продали.

К февралю 1902 года все претензии кредиторов были полностью удовлетворены.

Последние годы Мамонтов провел в небольшом бревенчатом доме на Бутырках, куда он перевез из Абрамцева гончарную мастерскую. Из старых друзей Савву Ивановича навещали Поленов, Серов, Васнецов.

В конце 1907 года от воспаления легких скончалась дочь Мамонтовых Вера, героиня картин «Девочка с персиками» и «Алёнушка». Вскоре умерла Елизавета Григорьевна, пережившая дочь всего лишь на 9 месяцев. В 1913 году скончался внук Мамонтова Сережа. В 1915 году ушел из жизни Сергей Саввич. Андрей Саввич скончался от отека легких еще в 1891 году.

Савва Иванович, сильно простудившись зимой 1918 года, умер 6 апреля 1918 года. Ему было 77 лет. Похороны были скромными, гроб с телом мецената перевезли из Москвы в Абрамцево. Усадьба не была продана с торгов благодаря тому, что была записана на жену.

В газетных некрологах Мамонтова называли «московским Медичи», «Саввой оперным», «последним из могикан». На могилу Саввы Великолепного принесли лишь четыре венка. Случайный прохожий, узнав, что хоронят знаменитого Савву Мамонтова, горестно вздохнул: «Такого человека похоронить как следует не могут…»

предприниматель и меценат Мамонтов, Абрамцево, Савва Мамонтов

Previous post Next post
Up