«Одиссея» главы Преподобного

Jul 02, 2019 21:32


Удивительная «одиссея» отделенной от мощей главы одного из самых почитаемых на Руси святых - Преподобного Сергия Радонежского продолжалась 26 лет (с 1920-го по 1946 гг.).



Рака Преподобного Сергия Радонежского


«Естественно мумифицированный труп человека»

16 февраля 1919 года коллегия Наркомата юстиции приняла постановление об организации вскрытия мощей святых на территории России, был определён «порядок их инспекции и конфискации государственными органами». Вскрытие мощей (снятие с них покровов и облачений) должны были осуществлять священнослужители в присутствии представителей местных органов советской власти, ВЧК и медицинских экспертов.

По итогам вскрытия предписывалось составлять акт. В 1918-1920 годах в рамках проводившейся государством активной антицерковной кампании были вскрыты и исследованы множество гробниц, в которых содержались мощи святых. Зачастую мощи не только вскрывались и «инвентаризировались», но и изымались для экспозиций антирелигиозных музеев, где выставлялись как образец «естественно мумифицированного трупа человека».



Вскрытие раки с мощами

Так, только Московским музеем Наркомздрава к концу 1920 года было принят около 60 православных святынь. До начала 1930-х гг., когда музей был закрыт, здесь выставлялись мощи прп. Анны Кашинской, свт. Иосафа Белгородского, свт. Феодосия Черниговского, прп. Серафима Саровского, свт. Иоанна Тобольского, прп. Симеона Верхотурского и других святых. Мощи прославленного в 1903 году прп. Серафима Саровского после вскрытия попали в ленинградский антирелигиозный музей, где лишь в 1991 году были чудесным образом обнаружены на чердаке в холщовом мешке.

Отделение главы

До мощей Преподобного Сергия, хранившихся в Троице-Сергиевой лавре под Москвой, очередь дошла в конце марта 1920 года. Незадолго до этой кощунственной акции, боясь потерять навсегда драгоценную святыню, патриарх Тихон благословил священника Павла Флоренского, принявшего мученическую смерть на Соловках в 1937 году, и графа Юрия Олсуфьева (расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне) на отделение от мощей и сокрытие «честной главы Преподобного».



Павел Флоренский

Отец Павел и Юрий Олсуфьев ночью вошли в Троицкий собор и, сотворив молитву, вскрыли раку, изъяли честную главу Преподобного, а на ее место возложили главу погребенного в подклети Троицкого собора князя Трубецкого. Все происходящее держалось в строжайшей тайне, но по отдельным воспоминаниям можно восстановить, что святая глава хранилась некоторое время в специальном ковчеге в доме Олсуфьевых на улице Валовой в Сергиевом посаде. По словам жены Юрия Олсуфьева Софьи Владимировны, сначала глава хранилась «в большой квадратной дубовой коробке из-под каких-то серебряных вещей. На коробке стояла пальма, как на подставке».

В марте 1928 года по Сергиеву Посаду прокатилась очередная волна арестов. Олсуфьевы, опасаясь, что «незваные гости» посетят и их домик, закопали главу в саду. В конце лета того же года она была вырыта и передана Павлу Голубцову - в то время еще совсем молодому человеку, который позже так вспоминал об этих событиях:

«Когда выкапывали, было очень жутко. Это было ночью. Где-то выла собака, и мы боялись, что она может разбудить соседей. Надо было до рассвета успеть. Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты. Когда пришел на станцию, рассветало, и поезда на Москву еще не ходили. Я шел пешком до Абрамцева или Хотькова и там уже сел на поезд».

Павел Голубцов перевез святыню в квартиру Олсуфьевых в подмосковных Люберцах. В январе 1938 был арестован Юрий Олсуфьев, а к осени 1941 года опасность ареста нависла и над его женой (Софья Владимировна была арестована 1 ноября 1941 года). Но буквально накануне ареста она успела передать главу Преподобного опять Павлу Голубцову, который отвез ее своему старцу схиархимандриту Илариону (Удодову), который служил во Владимирском храме села Виноградово (находится около подмосковного города Долгопрудного). При этом он снова практически весь путь прошел пешком, а на поезд садился только «в таких местах, где нельзя было пройти». Во Владимирском храме святыню спрятали под престолом, где она тайно хранилась до лета 1945 года.



Владимирский храм в Виноградово

Возвращение

После Великой Отечественной войны П. А. Голубцов переносит главу Преподобного Сергия из храма Владимирской иконы Божией Матери на московскую квартиру Екатерины Васильчиковой (лето 1945 года - весна 1946 года), которая после открытия Лавры отвезла главу Преподобного Патриарху Алексию I, а ее возвращение к мощам произошло накануне Пасхи (в Великую Субботу) 20 апреля 1946 года.

Впоследствии ни Екатерина Васильчикова, ни Павел Голубцов не указывали, кто собственно вернул главу Преподобного Сергия к его мощам. Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) вспоминал, что это был именно схиархимандрит Иларион (Удодов).

Выбор Патриархом Алексием схиархимандрита Илариона был неслучаен. В январе 1945 года в связи с ожидавшимся приездом английской делегации на Поместный Собор Русской Церкви и посещением еще неоткрытой Троице-Сергиевой Лавры схиархимандриту Илариону было поручено «облачить в схимническое одеяние мощи Преподобного Сергия, которые поставили на свое место в Троицком соборе. До этого рака с мощами находилась посреди Никоновской церкви в качестве экспоната и ее обходили кругом, глядя через стекло на непокрытые косточки». Тогда же, в январе 1945 года, из запасников Загорского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в ведение Московской Патриархии были переданы облачения и церковная утварь, в том числе, уникальное облачение святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

Сергей ИШКОВ

Виноградово, Сергий Радонежский, Религия, рака, мощи, Павел Флоренский, антицерковная кампания, Сергиев Посад, Серафим Саровский, ВЧК, святой, антирелигиозный музей, Москва, вскрытие рак святых, Троице-Сергиева Лавра

Previous post Next post
Up