«Грядущие перспективы» по версии Михаила Булгакова

Nov 26, 2021 00:23


26 ноября 1919 года в северо-кавказской газете «Грозный» был напечатан фельетон «Грядущие перспективы», ставший первой публикацией начинающего писателя Михаила Булгакова.





Михаил Булгаков хранил ее в альбоме своих газетных публикаций, который собирал всю жизнь, наклеенной лицевой стороной вниз, так как этот фельетон отличался ярко выраженным антисоветским характером и мог окончательно испортить и без того непростые отношения писателя с властью. Той осенью, когда страна, по мнению начинающего писателя, находилась «на дне ямы позора и бедствия», в которую ее загнала «великая социальная революция», Булгаков писал:

«Настоящее перед нашими глазами. Оно таково, что глаза эти хочется закрыть. Не видеть! Остается будущее. Загадочное, неизвестное будущее. В самом деле: что же будет с нами?.. Недавно мне пришлось просмотреть несколько экземпляров английского иллюстрированного журнала. Я долго, как зачарованный, глядел на чудно исполненные снимки. И долго, долго думал потом... Да, картина ясна!

Колоссальные машины на колоссальных заводах лихорадочно день за днем, пожирая каменный уголь, гремят, стучат, льют струи расплавленного металла, куют, чинят, строят... Они куют могущество мира, сменив те машины, которые еще недавно, сея смерть и разрушая, ковали могущество победы. На Западе кончилась великая война великих народов. Теперь они зализывают свои раны. Конечно, они поправятся, очень скоро поправятся! И всем, у кого, наконец, прояснился ум, всем, кто не верит жалкому бреду, что наша злостная болезнь перекинется на Запад и поразит его, станет ясен тот мощный подъем титанической работы мира, который вознесет западные страны на невиданную еще высоту мирного могущества.

А мы? Мы опоздаем... Мы так сильно опоздаем, что никто из современных пророков, пожалуй, не скажет, когда же, наконец, мы догоним их и догоним ли вообще?».

Потом, невольно хочется продолжить булгаковскую мысль, «мы», разоблачая и проклиная «разлагающийся» Запад, догоняли его весь советский период, продолжаем догонять и перегонять, потеряв уже всякую надежду, сейчас… И кажется, что так будет «и ныне, и присно, и во веки веков»…

А тогда, осенью 1919 года, как позже вспоминала первая жена Булгакова Татьяна Лаппа, на Северном Кавказе он оказался в качестве врача при воинской части:

«Михаил работал в военном госпитале. Вскоре его отправили в Грозный, и я тоже поехала с ним. Потом его часть перебросили в Беслан. В это время он начал писать небольшие рассказы и очерки в газеты».

О том, в какой атмосфере и при каких обстоятельствах создавались «Грядущие перспективы», в октябре 1924 года в своей  короткой автобиографии напишет сам автор:

«Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали».

Непосредственно по поводу «грядущих российских перспектив» Булгаков в своем фельетоне писал:

«И только тогда, когда будет уже очень поздно, мы вновь начнем кой-что созидать, чтобы стать полноправными, чтобы нас впустили опять в версальские залы. Кто увидит эти светлые дни? Мы? О нет! Наши дети, быть может, а быть может, и внуки, ибо размах истории широк и десятилетия она так же легко «читает», как и отдельные годы».  

начинающий писатель, перспективы России, Михаил Булгаков, Литература, статья Булгакова в газете

Previous post Next post
Up