МКАД: «окружная дорога, сделанная на века»

Nov 05, 2021 20:24


5 ноября 1962 года, за два дня до 45-летнего юбилея революции, было открыто движение по Московской кольцевой автодороге (МКАД). Ее строительство началось в 1956-ом, хотя сама идея строительства зародилась и была одобрена Сталиным еще в 1937 году.



МКАД. Бусиновская развязка


Предыстория

В 1939-ом геодезисты уже начали работать на местности. В 1940-ом «Союздорпроект» приступил к составлению проектного задания для строительства, но вмешалась война. Осенью 1941 года по инициативе Георгия Жукова было принято решение о срочном строительстве кольцевого обхода Москвы в упрощенном варианте. Чтобы ускорить работы, в кольцо соединяли участки уже существовавших автомобильных дорог, строили путепроводы на пересечении с шоссейными и железными дорогами, через водные преграды наводили наплавные мосты. Эта трасса стала одним из основных поясов обороны столицы и способствовала успешному проведению контрнаступательной операции и разгрому фашистов под Москвой. К созданию полноценной автодороги вновь вернулись уже в середине 50-х.

«Примерно тогда же, в 1955 году, а возможно, и чуть раньше, зашла речь об окружной дороге вокруг Москвы. Транзитные грузовики загромождали, загазовывали улицы города, требовалось как-то решить эту проблему. К тому времени имелись две дальние окружные, специального назначения, предназначенные для обслуживания московской ПВО, новой ракетной противосамолетной системы «Беркут». Отец и Маленков недавно побывали на строящихся стартовых позициях. Дороги эти считали секретными, закрытыми для обычного транспорта, да и расположены они слишком далеко, даже первая в пятидесяти километрах от Москвы, объезд города по ней влетит транспортникам в копеечку»,

- писал сын Хрущева, Сергей Никитич в кн. «Реформатор».

Дорога-мечта

Московскую окружную автодорогу строили 6 лет (с 1956 по 1962 год). 109 километров бетонного, почти полуметровой толщины, фундамента с асфальтовым покрытием шириной в две полосы в каждом направлении и четырехметровой разделительной зоной.

«Летом 1962 года, незадолго до окончания строительства (кольцевая автодорога официально вступила в строй 6 ноября), отец в выходной поехал посмотреть, что же получилось. Я, естественно, увязался за ним. Ехали мы недалеко, к повороту с Рублевки на Успенское шоссе, благо дорога окружная, из любой точки Подмосковья до нее рукой подать. Отец с удовлетворением разглядывал сплошное толстенное бетонное основание дороги, покрытое корочкой асфальта. Как она отличалась от привычных нам «дорог»: песчаная насыпь, по ней слой гравия и асфальт! Через год такая дорога покрывалась буграми, а через пять приходилось все переделывать заново. Окружная дорога, казалось, сделана на века. Строители рассказывали отцу о примененных ими новшествах: струнно-бетонной подушке на песчаном основании и, что очень важно, без штырей в швах сжатия. В отличие от отца я не очень понял эти слова, но уловил их значимость. Опытом строительства Кольцевой дороги потом пользовались при прокладке скоростных магистралей по всей стране. Отец удовлетворенно кивал, он остался доволен и дорогой, и ее строителями», -

вспоминает Сергей Никитич.

Насыпь по краям окружной дороги не ограничивалась привычными обочинами. Ее сделали настолько широкой, что слева и справа, казалось, можно проложить еще по такой же дороге.



МКАД 60-х гг.

«О таких дорогах в то время у нас и не мечтали. На привычных узеньких шоссейках, в том числе показательных Минском и Симферопольском шоссе, грузовики и легковушки выстраивались в бесконечную очередь. Из-под колес впереди идущих машин в лобовые стекла следовавших за ними летели ошметки грязи. Стеклоочистители не помогали, приходилось останавливаться, протирать стекло мокрой тряпкой, снова занимать место в очереди и постоянно ловить момент, когда удастся обогнать впереди идущий самосвал, и… оказаться позади точно такого же. И так без конца. А тут две полосы, обгоняй, когда хочешь и кого хочешь, а по обочинам - специальные ребристые «трещотки», наедешь колесом, не то что спящего, мертвого разбудят. (…) На обратном пути я поинтересовался: «К чему такое расточительство?». Отец пояснил: это он попросил строителей насыпать фундамент дороги с запасом, вышло чуть дороже, но когда-то в будущем дорогу придется расширять, а насыпь требует не только труда, но и времени, песок должен улежаться. Вот они и позаботились о будущем. Мне тогда показалась такая забота излишней. Когда еще понадобится расширять и без того широченную окружную дорогу? Понадобилось через тридцать лет, в 1990-е годы. С каждой стороны к окружной добавили по две полосы, ровно столько, сколько тогда заложили впрок. Об отце, естественно, и здесь, не вспомнили», -

сетует Сергей Хрущев.

На кольце было 7 мостов и 54 путепровода; 3 двухуровневых развязки с автодорогами, выходящими из Москвы, а в начале 1980-х на пересечении с Симферопольским шоссе построили трёхуровневую. С августа 1960-го по начало 1984-го полоса отвода МКАД служила административной границей города Москвы.



МКАД 70-х гг.

Реконструкции

Реконструировали МКАД в два этапа. К 1995 году трасса была полностью освещена, появился разделяющий направления барьер. За 4 следующих года дорога была расширена до 50 метров с пятью полосами в каждую сторону. В ходе реконструкции пришлось перепроложить 3 тыс. 365 действующих коммуникаций, построить 76 мостов и путепроводов, 11 транспортных и коммуникационных тоннелей. На МКАД появились еще две трехуровневые развязки и две четырехуровневые, на пересечениях с Ярославским и Новорижским шоссе. В 2014-ом на пересечении с Северо-Восточной хордой вместе с головным участком скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург (М11) была открыта первая в России пятиуровневая транспортная развязка - Бусиновская.  

Никита Хрущев, строительство МКАД, дорога, МКАД, история, Москва

Previous post Next post
Up