12 октября 1940 года на площади Маяковского открылся Концертный зал им. П.И. Чайковского, ставший основной площадкой Московской филармонии.
Открытие этого концертного зала было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. На торжественном концерте, посвященном этому событию, в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Александра Гаука и Константина Иванова прозвучали произведения Чайковского: Шестая симфония, «Франческа да Римини», первая часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы в исполнении Льва Оборина, Веры Давыдовой, Пантелеймона Норцова, Елены Кругликовой, Марка Рейзена и др.
Однако если для концертного зала это был «день рождения», то для самого здания этот день стал лишь началом нового этапа в его богатой истории.
В 1900 году старый трехэтажный дом, стоявший на месте современного Концертного зала имени Чайковского, достался антрепренеру-французу Шарлю Омону. В 1902 году он перестроил дом и перевел туда из Камергерского переулка свой пользовавшийся скандальной славой «вертеп Омона» - театр «Буфф-миниатюр» (в Камергерском он находился в доме Лианозова - в помещении, которое после него занял МХАТ). Француз хотел облицевать фасад бело-синим фарфором, а вход сделать в виде пасти дракона, поглощающего поток публики. Но на воплощение первой идеи не хватило денег, а вторую губернатор Москвы князь Голицын назвал безнравственной и запретил даже думать о ней. После того, как в 1907 году Омон, разорившись, уехал из России, в этом здании открылся театр оперетты «Зон» (название было дано по фамилии владельца - буфетчика Игнатия Зона). В 1920 году здесь разместился Театр РСФСР, в 1922-ом - Государственный Театр им. Мейерхольда (ГосТиМ). В течение последующих 10 лет на его сцене с триумфом шли знаменитые спектакли Мастера: «Мистерия-буфф» Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума») и другие.
В 1932 году началась глобальная реконструкция здания, так как смелым творческим замыслам режиссера-реформатора требовались соответствующие пространственные решения: трансформируемая сцена и возможность переноса игровых площадок в различные места зала, раздвигающаяся крыша-купол и дневное освещение, непосредственная связь помещений для актеров со сценической площадкой. Перестраивая здание, режиссер стремился максимально объединить пространства сцены и зрительного зала; максимально уменьшить количество барьеров между актерами и зрителями (убрать занавес, рампу и оркестровую яму), «вовлечь публику в действие и коллективный процесс создания спектакля». Идеальной Мейерхольд считал модель древнегреческого театра, где зрительские места были расположены амфитеатром вокруг сцены. Именно этими идеями руководствовались авторы проекта реконструкции архитекторы-конструктивисты Михаил Бархин и Сергей Вахтангов. В 1933 году их проект по решению Моссовета был отвергнут как «формалистский» и отправлен на переработку. После проведения конкурса достройка здания была поручена Алексею Щусеву. Однако всем смелым замыслам режиссера и архитекторов не суждено было полностью воплотиться…
8 января 1938 года по приказу Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР Театр им. Мейерхольда был закрыт (власть перестали устраивать эстетство и формализм постановок), а его недостроенное здание решили передать Московской филармонии, которой давно не хватало большого концертного зала.
Завершение строительных работ было поручено архитектору Дмитрию Чечулину, который, сохранив необычную внутреннюю планировку (зал в форме эллипса), нашел устроившие всех компромиссные варианты оформления фасадов, выходящих на площадь Маяковского и на улицу Горького. Так, фасад, выходящий на улицу Горького, где по замыслу Мейерхольда должна была возвышаться «творческая башня», увенчанная скульптурой Маяковского, он просто уподобил соседним жилым домам, а фасад, выходящий на площадь, украсил 10-колонным портиком. Памятник Маяковскому (ск. Александра Кибальникова, арх. Дмитрия Чечулина) в 1958 году с непостроенной башни «перекочевал» на саму площадь.