Как сообщалось в полицейском отчете, в начале августа 1858 года Александр Дюма «осматривал памятник и бывшие в 1812 году батареи, был в Спасо-Бородинской пустыни, в Колоцком монастыре и в Бородинском дворце, который в то время отделывался в ожидании Высочайшего приезда Императорской фамилии».
Александр Дюма
Опальный литератор
Поездка прославленного писателя в Бородино была частью его путешествия по России, о котором он давно мечтал, но осуществить эту мечту ему мешала, как бы сейчас сказали, «политическая конъюнктура».
До этого Дюма в «Россию 20 лет кряду не пускал покойный император Николай Павлович, - поясняет Дмитрий Быков в заметке «Александр Дюма-пер приехал в Россию», - Добрейший был человек. - Другой бы за «Учителя фехтования» (ред. - был написан в 1840 году, но на русском языке впервые опубликован только в 1925-ом) приказал найти Дюма за границей и выкрасть для более тщательного изучения писателем сибирских реалий. Первый в мире роман о декабризме, и весьма сочувственный. В Россию книга все равно проникала, несмотря на запрет. Однажды Николай увидел, как ее тайком читает его собственная жена, и сделал такую сцену, как если бы застал ее не с романом, а с автором. Но монарший сын, воспитанник Жуковского, изволите видеть, сделал маленькую оттепель, выразившуюся, например, в том, что Кушелев-Безбородко получил возможность пригласить Дюма в суровые наши края, где на него все молились. (…) За 8 месяцев он проехал через всю европейскую Россию от Москвы до Астрахани, заехал в Дагестан и описал странствие в семи выпусках «Записок о путешествии от Москвы до Астрахани» и «Заметок о Кавказе». Все это время за ним осуществлялся негласный полицейский надзор».
«Кремль в нежном сиянии»
В Москву писатель приехал из Петербурга, на Николаевский железнодорожный вокзал, проведя в вагоне 26 часов. Прямо с вокзала он отправился к своему парижскому знакомому - Дмитрию Павловичу Нарышкину, на его дачу, находившуюся в Петровском парке. Именно в этом «очаровательном особнячке, объединенном с основной виллой живой изгородью и садом, полным цветов» (описание взято из «Записок…» Дюма) проживет он около двух месяцев, которые провел в Москве.
Вид Петровского парка
За это время, как сообщается в итоговом отчете от 18 сентября 1858 года, «в Москве Дюма посещал все достопримечательности и ездил в предместья»: кроме Бородино, побывал в Царицыно, Коломенском, Измайлово, на Воробьевых горах.
В первый же вечер Дюма отправился смотреть на Кремль. Писатель хотел его увидеть непременно в лунном свете.
«Моя идея увидеть Кремль именно так была поистине вдохновением свыше. Места, которые посещаешь, разумеется, подвержены влиянию солнца, дня и часа, но более всего они зависят от настроения посетителя. Так вот, Кремль, который я увидел в тот вечер, - в нежном сиянии, окутанный призрачной дымкой, с башнями, возносящимися к звездам, словно стрелы минаретов, - показался мне дворцом фей, который нельзя описать пером. Я вернулся изумленным, восхищенным, покоренным, счастливым», - писал Дюма.
В регулярно поступавших «куда следует» полицейских отчетах между прочим сообщалось, что «в семействе Нарышкиных, где жил Дюма, его очень хвалят, как человека уживчивого, без претензий и приятного собеседника. Он имеет страсть приготовлять сам на кухне кушанья и, говорят, мастер этого дела. Многие, признавая в нем литературные достоинства, понимают его за человека пустого и потому избегали или сдерживались при разговорах с ним, опасаясь, что он выставит их в записках и будет передавать слышанное от них вопреки истине».
«Ночь графа Монте-Кристо»
27 июля в честь писателя был дан торжественный обед у князя Владимира Сергеевича Голицына, а вечером все отправились в сад «Эльдорадо», находившийся в районе села Сущёво, к северу от Москвы. Здесь в честь Дюма был дан роскошный праздник под названием «Ночь графа Монте-Кристо». Слух гостей услаждали два военных оркестра - Самогитского Гренадёрского полка эрц-герцога Франца-Карла и Московского Гренадёрского полка и цыганский хор Григория Соколова. А в заключение праздника были устроены «блистательный фейерверк из 12 перемен» и первая в Москве электрическая иллюминация.
Из Москвы Дюма отправился в Калязин, чтобы там сесть на пароход и по Волге отправиться в Нижний Новгород. В Нижнем Дюма сообщили, что его ожидает местный губернатор с сюрпризом. Губернатором оказался Александр Николаевич Муравьев, высланный в 1826 году в Сибирь, позднее амнистированный. Дюма был приглашен к губернатору на вечерний чай, где его и ждал сюрприз - встреча с графом и графиней Анненковыми, героями его романа «Учитель фехтования». Дюма был очень впечатлен этой неожиданной встречей.