Стенька Разин, персидская княжна и Владимир Ильич

May 01, 2021 00:28


1 мая 1919 года на Красной площади состоялась торжественная церемония открытия монумента скульптора Сергея Коненкова «Стенька Разин с ватагой».




Атаман на Лобном месте

Установили памятник прямо на Лобном месте, около храма Василию Блаженному. На митинге, приуроченном к этому событию и Дню международной солидарности трудящихся, с пламенной речью выступил глава Совнаркома Владимир Ильич Ленин:

«Много жертв принесли в борьбе с капиталом русские революционеры. Гибли лучшие люди пролетариата и крестьянства, борцы за свободу, но не за ту свободу, которую предлагает капитал, свободу с банками, с частными фабриками и заводами, со спекуляцией. Долой такую свободу, - нам нужна свобода действительная, возможная тогда, когда членами общества будут только работники. Много труда, много жертв надо будет положить за такую свободу. И мы сделаем все для этой великой цели, для осуществления социализма».



Сама скульптурная композиция состояла из 7 фигур, причем ее состав долго обсуждался и даже оспаривался. Например, товарищи, так или иначе причастные к творческому процессу, долго думали: уместно ли присутствие в группе классово чуждой персидской княжны, но, в конце концов, скульптор Сергей Коненков настоял на своем и наложницу отважного атамана все-таки включил в композицию.

«Нас на бабу променял…»

По свидетельствам современников, скульптор Сергей Коненков не мог согласиться с ординарной фигурой Разина на пьедестале и настойчиво шел к образно-пластическому эквиваленту песенного Разина. Возможно, что именно в связи с этим ни с какой стороны непричастная к «героям освободительного движения» злополучная персидская княжна была включена им в композицию. Причем она занимает в ней едва ли не центральное место.

Как пишет исследователь творчества скульптора Юрий Бычков в книге «Коненков» гл. VIII «Песнь о Степане Разине», работу по созданию монумента скульптор начал в середине ноября 1918 года:

«Размышления его носили эпический, былинный, песенный характер. На листах фанеры и картона в два цвета - синим и красным карандашами, он делал рисунки на разинскую тему, и всякий раз являлись на свет захватывающие воображение сказы о казацкой вольнице. Народные песни-сказы о Стеньке-Степане - «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес» - обретали в коненковской мастерской вторую жизнь. Начиналась зима, тяжелейшая голодная и холодная зима 1918/19 года. В мастерской стоял крещенский холод, так что работать с глиной не было физической возможности. Надо сказать, крестьянская сметливость Коненкова (скульптор решил эскиз памятника исполнить в дереве) в этом случае спасла его от большого разочарования. У нескольких его товарищей, не успевших до зимних холодов перевести глиняные модели в гипс или вечные материалы, эскизы памятников растрескались и рассыпались к весне, так и не дойдя до «суда масс».

Сохранился коненковский рисунок конца 1918 года, сделанный цветными карандашами на куске фанеры: Разинский челн; в центре - «брови черные нахмурил» атаман. Справа от него, вся сжавшись, «потупив очи, ни жива и ни мертва», - персидская княжна. Их фигуры, особенно Стеньки Разина, ярко раскрашенные, скульптурные уже в рисунке, «звучат» в полную силу. Разин здесь будто заглавный герой оперы, поющий фортиссимо арию-откровение. И лирическая партия княжны очевидна. Трагический этот дуэт тесным кольцом окружает хор разинских сподвижников. Они сидят за веслами и мечут гневливые взоры в сторону атамана и княжны. Над их головами светятся на сине-фиолетовом фоне выцарапанные на фанере слова песни: «Позади их слышен ропот: «Нас на бабу променял». Хор звучит у Коненкова смягченно, затушеванно: в цветном тумане едва различимы бородатые лица в казацких шапках.

Рисунок этот содержал зерно скульптурной композиции «Степан Разин с ватагою». Теперь он надумал отправиться за вдохновением, за натурой к донцам-молодцам, в казармы красных кавалеристов. В Моссовете дали адрес. В столице расквартирован донской казачий полк. «В самом деле, что Разин - один? - размышлял по дороге в полковой комитет, находившийся у Рогожской заставы, Коненков. - Разин - вожак. Он с товарищами, с «ватагою», с полком, с соратниками, на народе. Так и в песне поется».

Приговор народных масс и профессионального сообщества

Отклики на эту скульптурную группу были разные. В глазах одних критиков она была значительнейшим произведением революционной эпохи, в глазах других - неудачным экспериментом. При этом все сходились в том, что в ансамбль Красной площади она не вписывается, теряется на величавом ее фоне.

В итоге уже через 25 дней скульптурная композиция Коненкова стала экспонатом Первого пролетарского музея, открытого в те дни в доме № 24 по Большой Дмитровке.

Скульптурная группа «Стенька Разин с ватагой» озадачивала современников смелостью, с какой подошел Коненков к решению задачи памятника. Не смог понять, почувствовать замысел скульптора Сергей Глаголь, писавший в это время монографию «Коненков» и видевший «Разина с ватагой» как в мастерской, так и на Красной площади, где группа была установлена 1 мая 1919 года для суждения о ней народа. Глаголю показалось, что Коненкова увлекла мысль просто создать картину, выражающую бесшабашную удаль и широкий размах, которые невольно связываются у каждого с представлением о вольнице, царившей некогда на волжском просторе, что он воплотил это свое представление в виде группы грубо высеченных из дерева и ярко раскрашенных условных фигур.

Сейчас «Стенька Разин с ватагой» находится в Русском музее.

Каждый, кто видел коненковскую группу, не может не согласиться с известным художественным критиком, скульптором эпохи революции Борисом Николаевичем Терновцом, сказавшим:

«Революция дала художнику тему Стеньки Разина, задуманного как групповой памятник для Лобного места на Красной площади. Произведение, несомненно, самое значительное и яркое из всего, что было создано в революционную эпоху, осталось неоцененным. Пусть группа проигрывала на Красной площади - в стенах мастерской и позже, в комнатах музея, она захватывает своей эпической мощью. Лица Разина и его товарищей дышат ширью Волги, жаждой приволья, разбоя и удали. Скованность поз, еле намеченные резцом складки одежды - дерево раскрашено в живопись, несет здесь функции скульптуры, - все дышит величавой простотой и красочностью, которой богата народная жизнь».

Последствия прецедента

В те первые постреволюционные годы закладка и открытие памятников героям, так или иначе причастным к делу освобождения трудящихся, едва не стали традицией. Так, на следующее 1 мая 1920 года по инициативе Владимира Ильича была проведена торжественная закладка памятника Карлу Марксу на Театральной площади (тогда - Площади Свердлова). Судьба у этого памятника тоже оказалась очень не простой. Ленин считал установку в столице памятника Карлу Марксу наиважнейшей задачей в рамках реализации программы монументальной пропаганды. Однако к реализации этого замысла не приступали долгие годы, хотя гранитный блок с высеченными словами о намерении возведения памятника учителю мирового пролетариата простоял здесь вплоть до начала 1960-х годов. Ленинский замысел решили воплотить в жизнь уже в годы правления страной Никиты Сергеевича Хрущева, для чего в 1957-м году объявили всесоюзный конкурс по разработке памятника Карлу Марксу. Победителем стала творческая мастерская под руководством Льва Кербеля. Торжества по открытию монумента приурочили к проведению XXII съезда КПСС (октябрь 1961 года), делегаты, а также зарубежные гости которого и приняли участие в этом событии.

Лобное место, Русский музей, Ленин, памятник Карлу Марксу, Стенька Разин, скульптор Сергей Коненков, споры вокруг скульптуры, Лев Кербель, Искусство, История, монумент Коненкова Стеньке Разину, Красная площадь, Москва, Театральная площадь

Previous post Next post
Up