День открытия «Новослободской»

Jan 30, 2021 00:32


Станцию открыли 30 января 1952 года в составе второго участка Кольцевой линии (от «Курской» до «Белорусской»). Название она получила по Новослободской улице, на которой находится ее вестибюль.



Москва. Станция метро "Новослободская"



«Новослободская» стала последней из 5-ти станций метро, спроектированных Алексеем Душкиным (кроме «Новослободской» по его проектам построены станции метрополитена «Кропоткинская», «Площадь Революции», «Маяковская» и «Автозаводская»).

Над проектом «Новослободской» он, на тот момент уже лауреат двух Сталинских премий, работал в соавторстве с молодым коллегой Александром Стрелковым, который позже станет знаменит благодаря проектам станций «Баррикадная», «Авиамоторная» и «Китай-город». Вот как о событиях тех дней позже вспоминал Александр Стрелков:

«Студентом архитектурного института я много времени проводил в Центральных архитектурных мастерских МПС, в бригаде Б.С. Мезенцева. А.Н. Душкин, будучи главным архитектором этих мастерских, внимательно присматривался ко мне. Вскоре я стал помогать Душкину и Мезенцеву в проектировании высотного дома у Красных ворот. В это самое время Алексей Николаевич и предложил мне принять участие в разработке конкурсного проекта станции метро «Новослободская». Идея образа у него сложилась: «Надо делать что-то сказочное, декоративное»,- говорил он. Мне нравилось, что в совместной работе Душкин никогда не направлял мою мысль по конкретному «адресу», не велел делать «как Кваренги» или «как Палладио». (…) И при проектировании «Hовослободской» он дал направление моей мысли не прямой подсказкой, а ассоциациями. Наш проект победил в конкурсе, после чего я разрабатывал его в точение двух месяцев. Алексей Николаевич навещал меня, контролировал, что-то подправлял. Не могу сказать, чтобы мы всегда были единодушны. Например, долго спорили по поводу вестибюля: Душкин настаивал на том, что его надо делать круглым, я же считал, что он должен быть подчинен улице и потому иметь перпендикулярную ей ось. Градостроительный совет отверг «круглый» вариант, а через некоторое время утвердил предложенный мною проект, по которому и выстроен вестибюль станции. Идея витражей на «Новослободской» появилась сразу, однако первоначальный замысел претерпел изменения. Алексей Николаевич предлагал делать витражи из уранового стекла. Нечто подобное он видел в одном из лондонских ресторанов, где даже в сумрачную погоду разливался солнечный свет. Мы хотели, чтобы витражи были рельефными, и чтобы их автором была В.И. Мухина - она в то время увлеченно работала в таком нетрадиционном для скульптуры материале, как стекло. Однако в Госплане мне сказали: «Золото, если надо, дадим, а уран - стратегическое сырье, о нем и не мечтайте». Пришлось изменить замысел. С идеей витража из цветного стекла мы обратились к П.Д. Корину, делавшему тогда эскизы плафонов для «Комсомольской-кольцевой». Павел Дмитриевич подхватил нашу мысль и с увлечением взялся за работу. «Это надо сделать по-русски»,- сказал он. Вдохновившись рисунками одежд из парчовых тканей, выставленных в Грановитой палате, он создал красивые эскизы. Я же, поймав на слове Госплан, сумел «выбить» золото для отделки и «Новослободской», и «Комсомольской-кольцевой».

32 витража были изготовлены по эскизам Корина в витражных мастерских Риги (художники Э. Вейланд, Э. Крестс) из цветного стекла, хранившегося в кафедральном соборе Риги для украшения католических костелов.

Изначально Корин хотел сделать в медальонах исключительно орнаментальные композиции. Но в итоге пришлось добавить витражи об уважаемых советских профессиях, хоть они и выпадают из общего стиля станции. На них изображены архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном.

Главной темой станции стала мирная жизнь и созидание - восстановление и поддержание быта после Второй мировой войны. Эту же тему поддерживает большое смальтовое панно «Мир», расположенное в торце зала, которое тоже создал Павел Корин. Эту тему художник представил в аллегорическом образе матери с ребенком, идущей навстречу людям.

«Этот образ стал популярным после того как Сикстинская Мадонна гостила в стране, спасенная советскими воинами от гибели во время войны и вторично возрожденная к жизни усилиями советских реставраторов (в числе которых был и П.Д. Корин)»,

- отмечает искусствовед Владимир Толстой.

Младенец тянет руки вверх. На их фоне расположен сноп золотой пшеницы с лентой. На ней надпись «мир во всем мире» и голуби. Изначально над женщиной располагалось изображение профиля Сталина. Именно к нему тянулся мальчик.



Панно "Мир"

«Существует интересная легенда, связанная с торцевым панно. Якобы при осмотре станции Н.С. Хрущевым в 1954 году не понравилось, что женщина на панно изображена босоногой. Мол, вы показываете, что при Советской власти колхозница обувь себе позволить не может. Фигуру «обули» в древние сандалии. Но многим в ЦК эта мозаика все равно не нравилась - она напоминала Сикстинскую Мадонну, и это во время яростной борьбы Хрущева с религией. В итоге через несколько месяцев поступил приказ: мозаику снять. Но работники метро не стали заниматься вандализмом, а лишь закрыли панно мраморной фальшстеной. Только когда Хрущев был смещен с постов, мозаику позволили открыть, но при этом требовалось удалить оттуда Сталина, что и было сделано Кориным, а заодно женщина была «разута» и стала держать ребенка немного по-другому»,

- сообщает Александр Зиновьев в книге «Сталинское метро. Исторический путеводитель».  

Никита Хрущев, московское метро, станция метро "Новослободская", Москва, профиль Сталина, Павел Корин, История

Previous post Next post
Up