Бывший моряк-подводник Иван Федорович Шевкунов сделал из лестницы своей «хрущевки» морской трап, а из площадки перед квартирой - якорную площадь наподобие Кронштадтской. Трап украшали, как и положено, «ковры», правда, нарисованные краской.
«Все это дисциплинирует жильцов и напоминает мне о годах службы на Северном флоте»,
- говорил Иван Федорович. Шевкунов - настоящий герой, служивший на знаменитой
подводной лодке «К-21» под командованием Николая Лунина. «К-21» на весь мир прославилась тем, что в 1942 году вывела из строя гордость германского флота - линкор «Тирпиц».
К-21
В 1942 году был снят документальный фильм «69 параллель».
«Фильм называется «69 параллель», - рассказывал Иван Федорович, - потому что именно на этой параллели располагался Мурманск, где мы служили. Оператор фильма Ошурков ходил в боевой поход вместе с нами на подводной лодке и снимал все события. На нашем участке фронта немцам так и не удалось перейти границу. Дело в том, что они доставляли продовольствие и боеприпасы своим только морем, другого пути не было. Вот тут-то мы их корабли встречали и топили, оставляя немцев на голодном пайке. Например, в сентябре 1941-го мы потопили корабль, на котором находилось 80 танков! Сколько русской крови было бы из-за них пролито! За всю войну весь Северный флот потопил 220 немецких кораблей. Наша подлодка «К-21» считалась по тем временам крупнейшей, подобных не было ни у союзников, ни у немцев».
Иван Шевкунов был на «К-21» электриком. В 1939-м он до срока призыва пришел на
подлодку добровольцем от комсомола. Год учился в школе подводника, и в 1940-м, когда ему исполнилось 20 лет, заступил на службу на «К-21». На ней прошел всю войну, а впоследствии работал по контракту до 1949 года. Военно-морское училище в Ленинграде Шевкунов закончил только после войны. Потом он служил заместителем командира подводной лодки в Кронштадте. Оттуда после сокращения в 1958 году приехал вместе с женой Евгенией Марковной жить в город Новокуйбышевск Самарской области, где обосновались его друзья, уволившиеся раньше.
Подводная лодка под командованием Н. Лунина потопила 17 немецких кораблей.
«Члены экипажа «К-21» считали себя счастливыми людьми, - рассказывал Иван Шевкунов. - И вот почему. На Северном флоте было 23 подводных лодки, 17 из них погибли. А мы остались в живых. За всю войну мы и горели, и тонули… В 1943 году наш экипаж получил задание высадить диверсионную группу на Норвежское побережье, в тыл немцам. Когда мы подошли к берегу, откуда ни возьмись, над нами появился вражеский самолет, который сбросил на лодку 6 бомб. Корпус дал трещину, и через пробоину вода попала на электростанцию. Произошло замыкание и начался пожар. А в дизельном отсеке - горючее, солярка… Но мы смогли вовремя все потушить. Нам повезло: начался снежный буран, и с берега нас не было видно. Беда была в том, что вышли из строя двигатели. Лунин говорит: «Братцы! Неужели мы вернемся домой без победы?!» За несколько часов мы починили двигатели, потом смогли высадить диверсантов, а на обратном пути еще и потопили 4 корабля, хотя при такой неисправности мы имели полное право вернуться в порт. После этого происшествия «К-21» была в ремонте целых 6 месяцев.
Всего немецкими кораблями на нас было сброшено 390 глубинных бомб, каждая из которых могла стать для нас последней. В походе, показанном в фильме «69 параллель», мы насчитали 145 глубинных бомб, сброшенных немцами во время преследования нашей подлодки. Там показано, как матрос Григорьев, чтобы не сбиться со счета, кладет на столе спички. Взрыв бомбы - спичка, взрыв еще одной - спичка… На самом деле, у нас такого не было, это было сделано специально для фильма. Ну а мы считали взрывающиеся мимо нашей лодки бомбы просто вслух».
Иван Федорович считал, что во время войны его подлодку спасло не чудо, а железная дисциплина, слаженный экипаж и подводники - мастера своего дела.
«Кроме того, дезертиров на подлодке быть не могло. Бежать-то некуда!»
- смеялся Иван Федорович.
Линкор "Тирпиц"
За войну «лунинцы» совершили 12 походов. Каждый поход длился месяц-полтора.
«Мы в ватных брюках, ватниках… Ни тебе бани, ни душа. Мы экономили электричество и лодку не обогревали, температура в ее помещениях не превышала пяти градусов. В окопах жаловались на то, что их заедали вши, а у нас вшей не было. На подлодке продержаться мог только человек. Брали мы с собой и собачек, и кошек, и птичек… Кроме нас, не выживал никто»,
- вспоминал Шевкунов.
Выстрелами пушки приближающаяся к родным берегам подводная лодка сообщала о числе потопленных ею немецких кораблей. На суше подводников, вернувшихся с победой, ждал парадный обед. Сколько прозвучало выстрелов, столько им на праздничный стол готовили поросят. Свиному поголовью угрожала серьезная опасность - кораблей подлодки топили множество. Но самым радостным событием для подводников было получение писем из дома.
«Однажды я получил целых 150 писем от девушек, - рассказывал Иван Федорович.- Уходя в море в 1942-м, я написал письмо на центральное радио, разыскивая свою одноклассницу из Донецка, с которой дружил. Так вышло, что она той передачи не услышала, зато другие девушки, которые в этот момент включили радиоприемник, прислали мне целый мешок писем, желая познакомиться с моряком-подводником. Все эти письма я роздал своим друзьям, и знаю, что некоторые из них вскоре справили свадьбу. А моя девушка из Донецка увидела меня в фильме «69 параллель» уже после освобождения Украины. Она написала мне письмо, я через друга передал ей подарок. А он взял, да и женился на ней! Ну а я потом взял себе в жены девушку из своей родной деревни Улановки Курской области».
«Книгу «Реквием каравану «PQ-17» мне подарил сам Валентин Пикуль, - с гордостью сообщил Иван Шевкунов. - Он сам был юнгой на Северном флоте, служил на эсминце «Грозном», но во время войны мы не встречались, хоть наши корабли и стояли рядом».
Литерация караванов буквами PQ объясняется тем, что в Англии оперативным планированием конвоев в СССР ведал офицер флота P.Q.Edwards. От его инициалов Британское адмиралтейство и взяло название для караванов, идущих к русским берегам через арктические воды. Караваны, идущие из СССР назад, назывались QP.
«PQ-1 пришел в Архангельск в сентябре 1941 года. К нам везли, в основном, технику и продукты. А от нас - лес, никель, золото… В 1942-м немецкая подлодка потопила наш крейсер, на котором находилось 10 тонн золота в слитках. Его подняли уже после войны, золото поделили пополам русские и англичане.
Караван PQ-17 насчитывал 34 корабля и шел к нам в окружении многочисленных английских и американских линкоров, эсминцев и крейсеров. Общая стоимость грузов, находящихся в караване, была 700 млн. долларов. На кораблях везли 600 танков, самолеты, продовольствие, включая знаменитую американскую тушенку. 27 июня 1942 года караван вышел из Исландии в Мурманск. Немцы решили караван или захватить, или разгромить. Для этой цели была специально разработана операция «Ход конем» и направлена военная эскадра во главе с линкором «Тирпицем».
«Тирпиц» был знаменит своей артиллерийской мощью, на нем было 8 пушек калибра 400 мм, - вспоминал ветеран. - Командующий Северным флотом выслал в район, где предполагался удар немцев по каравану, шесть подводных лодок, в том числе и нашу «К-21». Так получилось, что «Тирпиц» «напоролся» именно на нас. Атака на линкор произошла 5 июля 1942 года. «Тирпиц» мы не потопили, но вывели его из строя и спасли караван от разгрома. Больше в море «Тирпиц» не выходил. Уже в конце войны англичане «добили» его авиационными бомбами. Эта атака прославила «К-21» вместе с ее командиром Луниным на весь мир.
ТАСС сообщил:
«В Баренцевом море одна из наших подлодок атаковала новейший немецкий линкор «Тирпиц», попала в него двумя торпедами и нанесла ему серьезные подтверждения. «Тирпиц» так и не смог выполнить своей роли главной военной силы германского флота».
А PQ-17 до порта назначения так и не дошел. Англичане сняли конвой каравана и отправили его назад, в Англию. Немцы воспользовались этим и разбомбили корабли. Из всего транспорта осталось только 11 кораблей, из 188 000 тонн военных грузов советские порты получили лишь 65 000 тонн...»
Подлодка К-21 в Североморске
Сейчас подводная лодка «К-21» стоит на вечной стоянке в г.Североморске, она стала музеем. После войны экипаж «К-21» встречался 8 раз. Все встречи проходили уже без командира Лунина, умершего в 1972 году. В память о его пребывании в Самаре на доме по ул. Фрунзе, 161, где в эвакуации жили его жена и дети, установлена мемориальная доска.
Иван Федорович Шевкунов ушел из жизни несколько лет назад. Его похоронили под песню «Прощайте, скалистые горы». В память о героях моряках-подводниках Новокуйбышевску от Ивана Федоровича достались военно-морской парадный флаг, рубашка подводника, макеты линкора «Тирпиц» и подлодки «К-21».