May 25, 2012 16:13
Шейх Назир ад-Дургели пишет:
عبد الحميد ابن الحسين الداغستانى الشروانى ثم المكىّ
حصّل العلوم فى بلاده ثم رحل الى البلاد الاسلامية وقدم الاستانبول ومصر وأخذ فيهما عن العلمآء الأجلآء مثل الشيخ مصطفى الودينى استاذ الكلّ والشيخ ابراهيم الباجورى فبلغ من العلوم ذروتها ثم قدم مكة المكرمة واستوطن بها واشتغل بالتدريس والافادة والتأليف حتّى ألّف هنالك حواشيه على التحفة شرح المنهاج لابن حجر فى مجلدات ضخمة و فى مصر وهى مشحونة بفرائد التحقـيقات و التـدقـيقات.
كان عالما بالألسن الثـلثة العربية والفارسية والتركية وأخذ الطريقة النقـشبندية عن الشيخ (محمّد مظهـر)قدّس سره وله منه إجازة وصحبة.
كان (رحمه الله) وقورًا مهيبا حسن السمت كثير الصمت وكان فى آخر عمرهمشتغلا بالتدريس وكان يجتمع عنده الاخوان ويستـفيدون منه العلوم الظاهرة والباطنة وكان بعد حلقة الصبح يشتغل بدرس التحفة وكان شافعى المذهب شديد الصلابة فيه وكان يحبّ الخلوة ويكثر العزلة وكان بعد أكل غدائه يذهب الى حجرته فى المدرسة السليمانية ويقعد فيها الى العصر مشتغلا بوظائفه من الأوراد والمراقبات لا يأذن لأحد أن يدخل عليه غير أولاده فى غير يوم الجمعة والثـلثآء فمن كان له حاجة اليه كان يعرضها عليه فى هذين اليومين.
وكان محافظا على أوائل أوقات الصلوات ومتحرّيا الاحتياط وكان فى تربية الاخوان سالكا مسلك الاقـتصاد مثل مشائخه الاّ أنه كانت النسبة العلميّة غالبة عليه ولذاك كان لا يُرَى فى خلوته الاّ ويطالع الكتب ولاسيّما كان يصحّح حاشيته على التحفة وكان قد عيّنه استاذه محمّد مظهر للجلوس مكانه بعده توفى ليلة الخميس من 26 ذى الحجة سنة 1301 ودفن فى المعلى امام قبة سيّدتـنا خديجة
الكبرى رضى الله عنها وكان جنازته عظيمة جدًّا ولمّا توفى رثاه الأدبآء
Абдул-Хамид бин Хасан ад-Дагестани аш-Ширвани, затем аль-Макки.
Изучал науки в городах Дагестана, затем отправился в мусульманские города и прибыл в Стамбул, затем в Миср (Египет) и получил знания в этих двух городах от больших учёных, таких как шейх Мустафа аль-Вадини и шейх Ибрахим аль-Баджури.
Достигнув в науках самых высот, он прибыл в Мекку и поселившись в ней занялся преподавательством и начал приносить пользу, составлять книг, и там он написал многотомный (известную во всем мире книгу) «Хашия», на книгу «Тухфат-уль-Минхадж» (автором которого является Ибн Хаджар аль-Хайтами), которая является толкованием книги «Минхадж» (имама ан-Навави). Книгу выпустили в Египте и она полна бесподобными примечаниями и тонкостями.
Он знал три языка: арабский, персидский, турецкий. Взял он тарикат у шейха Мухаммад Музхира, да очистит Аллах его сердце. И у него есть разрешение на наставничество от него.
Он, да будет доволен им Аллах, был человеком уважаемым, благообразным, молчаливым и в конце своей жизни он занялся преподаванием и много братьев собиралось возле него и получили много пользы от явных и тайных знаний.
После утреннего сбора людей, он преподавал «Тухфат». Он был последователем мазхаба имама аш-Шафии и очень твердым/прочным в нем (в этом мазхабе).
Он любил уединение и старался больше времени проводить в одиночестве. После обеденной трапезы он отправлялся в свою комнату при медресе «ас-Сулеймания» и сидел в ней до асра, занимаясь заданиями из вирдов и муракаба, никому не разрешал заходить к нему кроме своих детей, кроме пятницы и вторника. У кого было к нему важное дело они приходили к нему в эти два дня.
А также он был пунктуальным в соблюдении начала времени намаза. В воспитании братьев он избирал золотую середину подобно своим шейхам, но связь с явными науками над ним преобладала, и из-за этого он даже в своём уединении не видел ничего кроме книг, особенно он удостоверял свой «Хашия» на «Тухфат». Он был назначенным своим устазом Мухаммад Музхиром на своё место, после него. Он скончался в ночь на четверг 26 Зуль Хиджа, в 1301 г хиджры, и похоронен в Ма’лла перед куполом нашей госпожи Хадиджи, да будет доволен ею Аллах. Похороны его были большими и когда он скончался, его оплакивали писатели (было написано много посмертных хвалебных речей).
[Назир ад-Дургели, «Нузхат-уль-Азхан», стр. 100]
P.S. Ширван, историческая область в Северном Азербайджане, на западном берегу Каспийского моря, к востоку от р. Кура. Назв. В 654 Ширван был занят арабами и позднее стал наследственным владением арабских наместников. В 799-1538 в Ширваном последовательно правили династии ширваншахов. При них территория Ширвана включала все земли от р. Кура до г. Дербента.
Ширванское ханство, как и другие азербайджанские ханства, образовалось после гибели Надир-шаха и распада его державы. Одно из самых крупных и богатых ханствСеверного Азербайджана, Ширванское ханство было самым сильным среди других азербайджанских ханств по военному и экономическому потенциалу.
Основные занятия населения - земледелие, производствошёлкаи различных тканей, торговля, ремёсла.
хашият,
Назир ад-Дургели,
тухфат,
ибн Хаджар