Шейх Назир ибн Хаджимухаммад ад-Дургели ад-Дагистани (1308-1353 х/1891-1934 м) пишет в биографии первого имама Дагестана и Чечни, Гази Мухаммада:
(الشيخ الغازى محمد الأوارى الداغستانى) وهو الشيخ الشهير العلامة المجاهد فى سبيل الله الغازى محمد ولد محمد ابن اسماعيل الأوارى الهزالى كان أبوه من قرية كيمرة ثم هاجر منها الى قرية (اونصوكول) وتوطّن فيها وولد هنالك الشيخ محمّد فلمّا ترعرع وبلغ الرشد أخذ يحصّل العلوم والفنون وقرأ على الأعلام المشهورين كالعلامة الشهير سعيد الهركانى وغيره وخرج عالما محققا وفاضلاً وآوى بعده الى قرية أبيه كيمره وصار فيها امامًا وصدرًا وشرع يدرس المحصّلين ويفيد الطالبين حتى اجتمع لديه جمّ غفير وكان فيما بينهم من تلاميذه (الشيخ شامل أفندى).
Шейх Гази Мухаммад аль-Авари ад-Дагистани.
Это известный шейх, выдающийся ученый, воин (муджахид) на пути Аллаха, аль-Гази Мухаммад сын Исмаиля аль-Авари аль-Хузали. Его отец был из села Гимры, потом переселился в село Унсоколо (Унцукуль) и поселился там. Там у него и родился шейх Мухаммад. А когда он подрос и достиг совершеннолетия, он вступил к изучению знаний и наук. И учился он перед известными учеными как «аль-Алляма» - выдающийся ученый известный как «аль-Харакани» и другие. И стал он ученым, превосходным исследователем. После этого он возвратился в село своего отца в «Гимры» и стал там имамом и почетным (человеком). Там он стал преподавать мух1ссилинам (добываемым знания) и (стал) приносящим пользу талибинам (ищущим знания), до того (то есть он достиг до такого почета), что вокруг него собралось большое количество (ищущих знания) и среди них, среди его учеников был Шейх Шамиль Афанди (Имам Шамиль).
ولما قرع سمعهم صيت الشيخ محمّد اليراغى شيخ الطريقة النقشبنديّة قدس سره أخذا أىْ الشيخ الغازى محمد والامام شامل يتأهبان حتى وصلا لديه وأخذا عنه الطريقة وصارا منه مجازين فى الارشاد والتسليك فلما رجعا من عنده باشرا لارشاد الناس الى الدّين والشريعة فانخرط فى سلكهما كثير من الناس من أهل الجبل، ثم ان الشيخ الغازى محمد أراد قطع سلطنة الدّولة الروسيّة عن هذه البلاد الداغستانيّة وتوسيع دائرة الاسلام فجاهد الكفار وقابلهم بالعساكر التى تبلغ قدر ثمانية آلاف حتى وصلوا الى بلدة (تارغو) وهجموا الروس الذين يسكنون فى الاستحكامات التى فوق جبل تارغو فتلف من عساكره خلق كثير بسبب وقوع النار على مخزن البارود ومن بقى منهم بعده ذهبوا الى ناحية جاجان (شيشان) فدخل منهم خلق كثير تحت اطاعته حتى وصلوا الى ناحية (طبسران) وحاصروا بلدة (دربند) وبعد مدّة رجعوا الى ناحية أوار.
Когда они услышали о Шейхе Мухаммад аль-Яраги, шейхе Накшубандийского тариката, да осветится его сердце, они, то есть шейх Гази Мухаммад и Имам Шамиль снарядились, подготовились (в путь), и дошли до него (шейха). И взяли они оба у него тарикат и стали его преемниками в наставлении. А когда они возвратились от него, то начали наставлять людей религии и шариату, и в их ряды, вступили много горцев. Потом шейх Гази Мухаммад захотел прервать султанство (господство) Русской державы от Дагестанских городов и расширить Исламский круг. И начал он воевать с кафирами (неверующими) и встретился с ними с войском, которое насчитывало до восьми тысячи солдат, и дошли они до города «Тарки», и напали на русских которые проживали в укреплениях на горе Тарки, и умерло из их войска много людей из-за попадания огня в хранилище с порохом. А те, кто остались в живых, после этого пошли в Чечню, и из них (Чеченцев) много людей вступило под его повиновение, потом они дошли до Табасарана и дошли до Дербента и после некоторого времени возвратились они в Авар.
ثم تحركوا ثانيا الى قلعة (قيزلار) ونهبوا وأغاروا أموال الكفار ثمّ وصلوا أيضا الى ناحية جاجان فقابلهم الرّوس الذين فى قرية (بيان) فتلف من عساكر الشيخ قدرٌ ورجع بعده الى ناحيته أوار وكان ذلك سنة 1247.
После этого, во второй раз, они отправились к крепости «Кизляр» и разграбили, напали на имущество неверных. Потом они также дошли до Чечни и встретились с русскими в селении «Баян». И погиб из их войска досточтимый шейх. После этого они возвратились в Авар и это было 1247 г..
ثمّ ان الرّوس فى الأخير حاصروهم فى قرية كيمرة بعساكر جرّارة تحت قيادة (بارون روزين) فاستشهد الغازى محمد هنالك رحمه الله تعالي وبقى رفيقه الشيخ شاميل بين القتلى حيّا كما سيأتى وكان ذلك سنة 1248 فى جمادى الاخرى بُعَيْدَ عصر يوم الاثنين منه.
После, русские осадили их в селении Гимры с войском во главе барона Рузина, и там Гази Мухаммадд стал шахидом, да смилуется над ним Аллах. Его друг Шейх Шамиль остался среди мёртвых живым, как это мы чуть позже расскажем, и это было 1248 в месяце «Джумад-уль-Ухра» после послеобеденного намаза в понедельник.
ولمّا قتلوه حملوا جسده وطرحوه فوق جبل تارغو وجففوه وحفظوه مدة مديدة ثمّ دفنوه، وفى زمن الامام شامل أفندى أرسل من ينبش قبره وحملوه الى كيمره ودفنوه فيه رضى الله عنه ذكره العالم الشهير محمد طاهر القراخى فى كتابه (بارقة السيوف الجبليّة).
А когда его убили, они потащили его (Гази Мухаммада) тело, выбросили на гору тарки, высушили, сохранили на некоторое время и потом закопали. А во время имама Шамиля Афанди, он отправил человека выкопать его могилу, и привезли они его в Гимры и там похоронили, да будет доволен им Аллах. Это упомянул известный ученый Мухаммад Тахир аль-Карахи в книге «Барикат-уль-Суюф аль-Джабалийя»
وكان ظهور الشيخ الغازى محمد بُعَيْدَ وقعة (سورخاى خان) ودعا الناس على احياء الشريعة ونصرة الدين ومهّد لمن بعده سبيل الجهاد ووسّعه وسعى سعيا بليغا على محو الرّسوم الباطلة والعادات المخالفة للشريعة العادلة حتى اجتهد على كسر شوكة امراء أوار الذين يوالون الكفار ولا ينقادون للحق والشريعة ويقدّمون فى المحاكمة الطاغوت والعادات دون تحكيم الشرع، ولقد ألّف فى ذلك الشان كتابا صغيرًا سمّاه (اقامة البرهان، على امتداد عرفاء داغستان) وقرظه علماء عـصره ولا سيّما استاذه سعيد الهركانى.
Выявление шейха Гази Мухаммада было после падении Сурхай Хана, он призвал людей оживить шариат, и помочь религии. И он облегчил\расширил тем, кто после него, дорогу джихада, и значительно он стремился к очищении ложных следов и обычаев которые противоречат справедливому шариату. Он усердствовал даже разбить мощь правителей аваров, которые дружили с неверными и не следовали истине и шариату, которые выдвигали/опережали «Тагут» (Тагут - шайтан, также этот термин употребляют о том человеке который не судит по тому, что было ниспослано Всевышним) и «Адаты» (обычаи) в судебных разбирательствах нежели шариатского суда. И насчет этого он составил маленькую книжку, которую назвал: «Приведение доводов протяженности обычаев Дагестана», эту книгу похвалили ученые его времени, особенно его учитель Саид аль-Харакани.
(والحاصل) انه كان رجلا عالما علامة بارعا فى العلوم وعارفا ربّانيا مكاشفا مستقيما فى دين الله وهو المجاهد فى سبيل الله لمحض اعلاء كـلمة الله القائم على الحق الآمر بالمعروف الناهى عن المنكر المجدد المجتهد الباهر لم يخف فى الله لومة لائم كان مصيبًا فى جميع اموره وشؤونه لم يصدر منه ما يخالف شريعة الاسلام يشهد به علماء عصره ومن بعده وليس له ذنبٌ غير أنه كان ممّن يريد كسر شوكة امراء داغستان ولا سيّما امراء (أوار) الذين يوالون الكفار ويسعون فى الأرض بالفساد واهلاك الحرث والنسل وقد عاب عليه من عاب من العلماء إمّا للعناد والحسد والتكبر وإمّا لتعصبهم على الرّوس وإمّا لغير ذلك فلا يلتفت لقولهم بعد أن كان أمر الغازى محمد فى أعلى الثريا وأمر أعدائه تحت الثرى رضى الله عنه.
В итоге: он был выдающимся учёным, превосходным в знаниях, сведущим, правдивым в религии Аллаха. Он воюющий на пути Аллаха ради возвышения речи Аллаха, стоящий на истине, повелевающий благим и отстраняющим от запретного, обновитель религии, превосходный муджтахид, не боялся (на пути Аллаха) упреков упрекающих, был правдивым во всех своих решениях и делах, не проявилось от него ничего, что противоречит Исламскому шариату, этому свидетельствуют ученые его века и те, которые пришли после него, и нет на нем вины/греха кроме того, что он хотел поломать мощь Дагестанских правителей особенно правителей «Аваров» которые дружили с кафирами и сеяли на земле порочность и губили плуг и потомство. Его осудил тот из ученых, кто его и осудил из-за упрямства, или из-за зависти, или же из-за высокомерия, или же из-за фанатичной любви к русским или ещё из-за каких-то других причин. И не обращают внимание на их слова после того, как дело Гази Мухаммада было выше земли, а их дела под (ниже) землей, да будет доволен им Аллах.
[Назир бин Хаджи Мухаммад ад-Дургели, «Нузхату-ль-Азхан», стр. 41-42]