Ибн Хаджар аль-Хайтами: «Порицание порицаемых новшеств» 1-я часть

May 18, 2012 22:39


Один из вопросов, который будоражит умы мусульман в наши дни - это вопрос новшеств в религии. И люди разделились в этом вопросе на крайние понимания: одни думают, что в религию можно вносить все что угодно и без каких либо ограничений, называя это «хорошим новшеством», другие же отвергают действия, признанные великими факихами Ислама, называя это «новшеством». Для прояснения этого вопроса мы обратились к толкованию хадиса, касающегося вопроса новшеств, ибн Хаджара аль-Хайтами из его книги «Фатх аль-Мубин», которая представляет из себя толкование 40 хадисов имама ан-Навави.

Перевод толкования этого хадиса будет опубликован в трех частях и с небольшими сокращениями, которые касаются вопросов арабской грамматики, которые не будут понятны в русском переводе.

И лишь от Аллаха тауфик.

Бисмиляhи-р-Рахlмани-р-Рахlим

Пятый хадис

[Порицание порицаемых новшеств]

Хадис:

Мать правоверных, умму АбдиЛлях, Аиша да будет доволен ею Аллаh сказала что посланник Аллаhа сказал:

«Кто внесет в это наше дело то, что не является из неё, то оно отвергнуто» рассказал аль-Бухари(2697) и Муслим(17/1718),

а в другом риваяте Муслима(18/1718)  (передаётся):

«Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно отвергнуто»

Шарх ибн Хаджара аль-Хайтами:

(Мать правоверных) - то есть (она является матерю) в уважении, возвеличивании, и в запрете бракосочетания (так как на жён Пророка, да благословит его Аллагь и приветствует, после его перехода в иной мир, женится запрещено) но не в (дозволенности) взора и уединения, так же и все остальные матеря правоверных. Он да благословит его Аллагь и приветствует отец всех правоверных в сострадании и в милосердии. А цель отвергания отцовства в аяте (это) отцовство родства и усыновление.

(умму АбдиЛлях) - её прозвал Пророк да благословит его Аллагь и приветствует именем сына её сестры «Асмаъ», Абдуллаhа бин Зубайра да будет доволен им Аллагь, и не засчитывают мнение того кто сказал что он был её выкидышем.

(Аиша) - правоверная дочь правоверного, любимая дочь любимого (да будет доволен ею Аллаh). Пророк да благословит его Аллагь и приветствует, взял её в жёны в Мекке, в её шестилетнем возрасте, после того как прошёл месяц после его женитьбы на Савдат, и за три месяца до переселения. И вступил он в половой акт с ней в Медине в месяце «Шаваль» после возвращения с  «Бадра» в двенадцатом году после хиджры, в её девятилетнем возрасте.

Пророк да благословит его Аллагь и приветствует умер в её восемнадцать летнем возрасте.

И  прожила она после него сорок лет, так как она умерла 57 или 58 году, когда восемнадцать дней осталось с месяца Рамазан, после витр-намаза. Заупокойную молитву над ней совершил Абу Хурайра так как в это время он правил в Медине со стороны «Марван»

От неё передали 1210 или же 1010 хадисов, из которых согласились на 174 хадиса оба (шейха, Муслим и Бухари), Бухари уединился на 74 хадиса, а Муслим на 68 хадиса.

(сказала, что посланник Аллаhа сказал: «Кто внесет..) - то есть, (тот кто) установит и выдумает от себя, (..в это..) - указание на величие и на высокое её положение, на подобии (этого аята): «эта книга…[сура: аль-Бакара, 2-ой аят]», (..наше дело..) - то есть в наше дело на котором мы находимся, и это то, что пришло от Всевышнего Аллагьа и от его Пророка да благословит его Аллагь и приветствует, и которое практикуется (то есть которое не отменено), поэтому и пришло в другом риваяте: «..в нашей религии..» (вместо слова «наше дело»)

(…что не является из неё..) - из того, что противоречит ей (религии), или же (то, чему) не свидетельствует что либо из её правил/канонов и её общих доводов, (…тооно отвергнуто!) - то есть, отвергнуто совершающему (это дело), потому что оно недействительно и (является) не значимым.

Без разницы, будь её противоречие:

(1-ое)из-за её полностью незаконности, например как; давать обет стоят, и не вставать под теню, поэтому Пророк да благословит его Аллагь и приветствует и отверг такие обеты.

(2-ое) из-за нарушений её условий и основ (рукну), пусть это будет поклонением или заключением сделок, (и из-за отсутствия этих условий в заключенной сделке) владение (над купленным товаром) не переходит к покупателю абсолютно, по достоверному мнению(которое взято из) долгих/длительных разногласий между учёными в этом (вопросе).

(3-ое) из-за добавление/прибавления (чего ни будь) на (что ни будь) узаконенное, к примеру в намазе (то есть если прибавить например один поясной поклон то намаз у него портиться) но не в омовение (то есть прибавление, чего ни будь не узаконенное в омовение, не нарушает её).

(4-ое) из-за совершения запретного (вместе с дозволенным), как например совершение намаза в насильно отнятой в одежде или в доме, совершение хаджа харамным/недозволенным имуществом, жертвоприношение отобранной силой (животного),  проведение в мечете времени (иътикаф) вместе совершением греха, поститься и в то же время лгать и торговля вместе с набиванием цен и т.д, из тех вещей, которые запретны по причине, которая не входит в сам вопрос, и делать подарки одной части детей, согласно слабым мнением во всех (вышеупомянутых примерах).

А по сильному мнению  (это): засчитывается, так как запретность в этих вещах является по причине, которая не входит в сам вопрос в отличие от того что сама по себе запретна - , как например закалывание паломником дичи и одевание кожаных носков без (уважительных на это) причин и совершение постящимся полового акта или паломником до завершения хаджа.

А что касается того, что не противоречит ей (религии) на которое засвидетельствовало что либо из доводов и канонов шариата, то это не отвергается совершившему её, наоборот она принимается от него, например как: возведение странноприимных домов (рибат), домов для отдыха путникам (мусафирам) и т.д, из того что является из благих дел которые небыли известны в первые года. Поистине оно соответствует тому, с чем пришел шариат (а именно) совершение благого и помошь добру и набожности, как например; состовление книг по всем разделам полезных шариатских знаний, постановление их канонов, размножение их второстепенных частей, допущение того что ещё не произошло и разъяснение её решений, тафсир Корана и сунны, разбор иснадов и матн, разъяснение речи арабов, записывание всего этого, извлечение языковых знаний, как нахви, маан, баян, авзан. Всё это (вышеупомянутое является) благим от которого есть явная польза, которая помогает познать речь Всевышнего Аллагьа и её смыслов, сунну Пророка да благословит его Аллагь и приветствует, (и так как все это благо исходит от этого, то) это является тем, чем нам повелено.

И как ответвлении основных и второстепенных частей, и то в чем они нуждаются таких как: математика и т.д, из прикладных наукх (ильму алят). Также написание Корана в книги, составление мазхабов, составление книг и увеличение/прибавление её разъяснений и т .д, из всего того конец которых доходит к религии с посредством посредника или посредников, поистине она принимается от совершающего её и он будет вознагражденным и хвалимым за это (дело).

По этому сахабы разрешили многое из неё (из нововведений), как это случилось с Абу-Бакром ,  Умаром,  а также с Зайд ибн Сабитом насчет собирания Корана воедино, да будет доволен ими Аллаh.

По истине Умар асхаб указал/посоветовал Абу-Бакру (чтоб собрать Коран воедино),  боясь что Коран исчезнет со смертью сахабов, да будет доволен ими Аллаh, после того как увеличилось убийство сахабов в день «Ямамата» (в сражении при Ямамате) также и другие дни. Абу-Бакр не решился на собирание Корана воедино из за того что, в ней существовало форма нововведения.

Потом Всевышний открыл его сердце, на собрание Корана, потому что , ему стало ясным что это (собрание Корана воедино) относится к религии (является из неё), и что оно не выходит из её границ, по этому когда Абу-Бакр позвал Зайда бин Сабита и повелел ему собрать Коран воедино, Зайд сказал Абу-Бакру: «как ты делаешь то, что не делал Пророк да благословит его Аллагь и приветствует?!» Потом Абу-Бакр сказал: «Поистине это истина/правда», и Зайд не прекращал повторять (те слова), пока Всевышний не открыл его сердце/душу тому, чему открыл душу их обоих ( Абу-Бакра и Умара).

новшество, бидъа, Ибн Хаджар

Previous post Next post
Up