имам Газали о бидъатчиках

May 18, 2012 22:33


Разъяснение степеней ненавистных Аллагьу, и способы обращения (обхождения) с ними.

المبتدع الذي يدعو إلى بدعته…..

فإن كانت البدعة بحيث يكفربها فأمره أشد من الذمي لأنه لا يقر بجزية ولا يسامحبعقد ذمة وإن كان ممن لا يكفربه فأمره بينه وبين الله أخف من أمر الكافر لا محالةولكن الأمر في الإنكار عليهأشد منه على الكافر لأن شر الكافر غير متعد فإنالمسلمين اعتقدوا كفره فلا يلتفتونإلى قوله إذ لا يدعي لنفسه الإسلام واعتقاد الحق

«……(Одним из них является): Нововведенец, который призывает к своему новшеству.

Если его новшество относится к тем, что выводят из ислама, то положение его более строго, чем у «зимиййа» (неверного, который заключил мирный договор с мусульманами) , потому что он (такой нововведенец) не признаёт налоги не прощают его заключением договора.

А если его новшество относится к тем, что невыводят из ислама,, то его положение - между ним и между Аллагьом. (Его положение перед Всевышним) безусловно более лёгкое чем у неверного, но порицание его более строгое чем порицание неверного, потому что зло от кафира не распространятся на других, по той причине, что мусульмане убеждены в его неверии и не обращают они внимание на его слова, так как неверный не претендует на Ислам и на истинное убеждение.

أما المبتدع الذي يدعوا إلى البدعة ويزعم أنما يدعو إليه حق فهو سبب لغواية الخلق فشره متعد فالاستحباب في إظهار بغضهومعاداته والانقطاع عنه وتحقيره والتشنيع عليه ببدعته وتنفير الناس عنه أشد وإنسلم في خلوة فلا بأس برد جوابه وإن علمت أن الإعراض عنه والسكوت عن جوابه يقبح فينفسه بدعته ويؤثر في زجره فترك الجواب أولى لأن جواب السلام وإن كان واجباً فيسقطبأدنى غرض فيه مصلحة حتى يسقط بكون الإنسان في الحمام أو في قضاء حاجته وغرض الزجرأهم من هذه الأغراض وإن كان في ملأ فترك الجواب أولى تنفيراً للناس عنه وتقبيحاًلبدعته في أعينهم وكذلك الأولى كف الإحسان إليه والإعانة له لا سيما فيما يظهرللخلق قال )عليه الصلاةو السلام(منانتهر صاحب بدعة ملأ الله قلبه أمناً وإيماناً ومن أهان صاحب بدعة أمنه الله يومالفزع الأكبر و من ألان له وأكرمه أو لقيه ببشر فقد استخف بما أنزل الله على محمد )صلى الله عليه وسلم)

А что касается нововведенца, который призывает к новшеству и утверждает что то, к чему он призывает является истиной, то это (является) причиной для заблуждения людей и его зло распространяется на других. И желательность в выявлении ненависти, враждебности (к нему), прерывании (с ним связей), унижении его, поношении его из-за его новшества, отталкивании людей от него (является) суровым (т.е. важным). И если он даст салам в уединении, то нет в этом вреда. А если ты знаешь, что твое отчуждение от него, а также и молчание ему в ответ, приведет его к отвращению от своего новшества, и окажет влияние в удерживании его (от этого новшества),то в этом случае более предпочтительным является не отвечать на его салам, потому что ответ на салам хоть и является ваджибом (обязательным), отпадает (обязательность ответа) самым малым в чем есть какая ни будь польза (маслахат),и отпадает (обязанность) даже если человек находится в бане, или справляет нужду. И цель от сдерживания (отталкивания) его (от новшеств) более важна, чем цель (от салама). А если (во время салама) находиться среди людей, то оставление ответа на его салам более предпочтительно, отталкивая людей от него и отвращая его новшество в глазах людей. Также предпочительным является удерживание от проявления добра к нему и помощи ему, особенно в том, что выявляется среди людей.

Сказал Пророк да благословит его Аллагь и приветствует: «Тот кто поругал приверженца нововведений Аллагь, то наполнит (Всевышний) его сердце спокойствием и иманом. А тот, кто унизит приверженца новшеств, то Аллагь обезопасит его от дня большой боязни. А тот кто смягчится ему, возвеличит его и встретит его радостью, то он пренебрег тем, что было ниспослано Мухаммаду да благословит его Аллагь и приветствует»

المبتدع العامي الذي لا يقدر على الدعوة ولا يخاف الاقتداء به فأمره أهونفالأولى أن لا يقابح بالتغليظ والإهانة بل يتلطف به في النصح فإن قلوب العوامسريعة التقلب فإن لم ينفع النصح وكان في الإعراض عنه تقبيح لبدعته في عينه تأكدالاستحباب في الإعراض وإن علم أن ذلك لا يؤثر فيه لجمود طبعه ورسوخ عقيدته في قلبهفالإعراض أولى لأن البدعة إذا لم يبالغ في تقبيحها شاعت بين الخلق وعم فسادها

(Следующий это): Нововведенец- простолюдин, у которого нет сил и средств для призыва (к своим новшествам), и от которого нет боязни, что за ним последуют другие. Его положение более лёгкое. И предпочтительным считается не оскорблять его, не грубить с ним и не унижать его. Наоборот (следует) проявить мягкость при наставлении его, так как сердца простых людей быстры к изменениям. А если наставление не принесет пользы, и в отчуждении от него будет принижение его новшеств в его глазах, (то в этом случае) очевидна желательность в отчуждении (от него). А если известно, что это не повлияет на него, из-за твердости его характера, а также и из-за укрепления этой акыды в его сердце, то отчуждение его (является) предпочтительным, потому что бидъа (нововведение) - если не усердствовать в презрении к нему, то оно распространяется среди людей и распространяется её порочность (фасад).»

[Имам Газали, «Ихяу улюма-д-Дин», Китабу: «Адаби ульфат..»]

Имам Газали, бидъа, Ихяу улюма-д-Дин

Previous post Next post
Up