May 18, 2012 22:28
Фетва Мухаммада Али аль-Чохи (1260-1306 г) о тасаввуфе:
Вопрос, который упускают многие в наше время:
В книгах тасаввуфа и в других книгах можно найти (что): поиск шейха, знающего о лечении (болезней) нафса, является фарзу-айном (обязательным для каждого человека), и каждый, кто не избрал себе шейха, который его наставляет, является непокорным (ослушавшимся) Всевышнему Аллагьу и Его пророку и шейхом его является шайтан…..
И если это так, то, что же мы - народ Дагестана,сейчас в этом тринадцатом веке, должны сделать, в то время как на нашей земле нет такого шейха.
Являемся ли мы все ослушавшимся Всевышнего Аллагьа и его пророка, и что является нашим спасителем от этой беды?
Ответ: От Аллагьа помощь в религии, и от Него наставление на самый прямой путь.
Поистине то, что было упомянуто в вопросе (является) истиной и нет в этом сомнения. Об этом упомянули большие Алимы в своих книгах. Коротко, то, что в этих книгах, рассказал аль-Алляма наш современник аль-Мисри аль-Абяри в «Сууду-ль-Маталиъ» , его текст:
«Избрание шейха знающего лечение нафсуль-аммарата и её тайных козней, очищающего его от моральных нечистот (является) - обязательным, как на это явно указал:
аль-Газали, ибн Абду-с-Салям, ас-Субуки, ас-Суюти, и шейх-уль-Ислям из господинов Шафиитов,
ан-Насиру-л-Лякани и (Ахмад) Зарук из господинов Маликитов,
Хайру-д-Дин ар-Рамали и аль-Хамави из господинов Ханафитов,
Аль-Харави и ибн аль-Бухари из господинов Ханбалитов,
Потому что « То без чего не осуществляется обязательное, тоже считается обязательным»»
Сказал имам Шаарани: «Ахлю тарик единогласны в обязательности поиска шейха, который наставит его на отстранение тех качеств, которые препятствуют его приближению со Всевышним сердцем, для того чтоб намаз у него принимался и это (вытекает) из (правила): «То без чего не осуществляется обязательное, тоже считается обязательным.» и нет сомнения в том , что лечение тайных (душевных) болезней, таких как: любовь к мирскому, гордость, показуха, зависть, ненависть и т.д. является обязательным, как об этом свидетельствуют хадисы пришедшие о запрете этих деяний.
И отсюда стало понятным (что) каждый, кто не избрал себе шейха, наставляющего его к избавлению от этих качеств, является ослушавшимся Всевышнего Аллагьа и его пророка да благословит его Аллагь и приветствует, потому что он не наставится к дороге очищения (от плохих качеств) без шейха, даже если он заучит наизусть тысячи книг знаний. И он будет похож на того, кто выучил книгу по медицине, но не знает какое лекарство подобрать для исцеления от болезни.
Ты возьми себе шейха, О мой брат! И прими моё наставление, и остерегайся ты от того, чтоб сказать: «о тарикате суфиев не пришло не в Коране и не в сунне» …. Поистине это (суфизм) - является полностью нравом Мухаммадия (нравы с которыми пришел пророк Мухаммад)» - об этом упомянул Шаарани в «Машарик-уль-Анвар аль-Кудусия».
А суть того что (приходит) в «Аджвибат-уль-Марзия»:
«Не говорят (что): "если бы было лечение этих душевных болезней обязательным, то имамы из сподвижников, из табиинов и из муджтахидов написали бы об этом книги!“, потому что эти болезни появились после их времени. А если бы эти болезни существовали в их время, то они вывели бы (в это время) лекарства и книги, и спасали бы людей, как они это делали в вопросах фикха, наоборот это было бы даже более предпочтительным.
Разумный человек не скажет что хоть один из них видел в другом высокомерие , самодовольство и подобное этим болезням, и остановился на этом , никогда, наоборот они выводили для него из Корана и Сунны лекарство, чтоб вывести его от греха этих больших грехов.
И впервые эти тайные (душевные) болезни выявились в конце первых трехсот лет после переселения, потому что пророк (мир ему и благословение) сказал: «самый лучший век - это мой век…» и тот, кому пророк (мир ему и благословение) засвидетельствовал, поистине он овладел совершенством. И выяснилось, что тот, кем овладела болезнь из этих душевных болезней, обязан искать шейха, который выведет его из неё. А если он не найдет его в своей местности, то он обязан выйти в путь в поисках его.
Тот кому Аллагь даровал сохранность от этих болезней, как имамы муджтахиды и их последователи, то он не нуждается в шейхе, потому что он совершал деяния согласно своим знаниям искренно и это и есть истина тасаввуфа»
Его слова: «И если это так, то, что же нам - народу Дагестана, сейчас в этом тринадцатом веке, необходимо делать…?»
Я (Мухаммад Али Чохи) скажу: «то, что мы должны сделать - (это) искать шейха, который наставит нас, если мы вступим под его наставничество, даже если придется выйти в путь за ним, потратив на это сумму, необходимую для совершение хаджа. А в противном случае (если не найдёте шейха) - увеличивайте салават на пророка, да благословит его Аллагь и приветствует….»
[Мухаммада Али аль-Чохи ад-Дагестани, « Фатава Чохия», 473стр.]
Мухаммада Али аль-Чохи,
Фатава Чохия,
тасаввуф