Наставники двух имамов Дагестана и Чечни.

Jun 25, 2012 00:04


Ассаламу гlалайкум ва рахlматуЛлаhи ва баракатуhу!

Хочу этой записью дополнить биографию имамов Шамиля и Гази Мухаммада, а именно: в биографии имама Шамиля шейх Назир Дургели писал:

...وصَاحَبَ المقدام الغازى محمد الشهيد وسافر معه الى يراغ العليا فى ناحية كوره لتلقى الطريقة النقشبنديّة عن الشيخ محمد أفندى عن الشيخ خاص محمد الشروانى عن اسماعيل الكوردميرى عن البغدادى خالد الشهير فأجازهما اليراغى وكرّا راجعين الى كيمرة....

«….Дружил с храбрецом, шахидом Гази-Мухаммадом. Вместе с ним отправился в провинцию Кура в селение верхний Яраг для получения накшубандийского тариката от шейха Мухаммада афанди, который был последователем шейха Хас-Мухаммада аш-Ширвани, последователя Исмаиля аль-Курдумири, последователя Халид-Шаха  аль-Багдади.

После этого аль-Яраги дал им обоим разрешение [на наставничество], и они вернулись в Гимры….»

Здесь я приведу биографию этих упомянутых Алимов, Наставников с той же книги Назира Дургели «Нузхат-уль-Азхан фи тараджими Улямаи-д-Дагестан».

И так, на 39 стр. шейх пишет:

Исмаиль аль-Курдумири аш-Ширвани.

إسماعيل الكوردميى الشروانى

هواسماعيل بن أحمد الكوردميرى الشروانى والكوردمير قرية من قرى شروان. حصّل العلوم فى بلاده ثم رحل الى البلاد يطلب الطريقة فأخذ عن الشيخ الشهير (خالد السليمانى) رضي الله عنه وكان منه مجازا فى اجراء الطريقة النقشبندية فأخذ عنه أجلاّء عصره كالشيخ خاصمحمد الشروانى وغيره هاجر من ولاية شروان الى بلاد الدولة العثمانيّة وقطن فى (اماسيه سمسون) وهى ناحية بينها وبين استانبول مسيرة ثلثة أيام بالسفينة البخاريّة وتوفى هنالك رحمه الله تعالى وكان فى قيد الحياة فى حدود القرن الثانى عشر وقد أثنى عليه الشيخ محمد اليراغى فى قصيدته التائيّة ثناء بليغا بأوصاف بديعة ومناقب عظيمة.

«Исмаил сын Ахмада аль-Курдумири аш-Ширвани. Курдумири село из сел Ширвана. Получил знания в своем селе, после отправился в города в поисках тариката, и взял он тарикат от известного шейха Халид ас-Сулеймани (Халид шах аль-Багдади) да будет доволен им Аллах. Он [Исмаил] был получившим от него право на наставничество Накшбандийского тариката, от него взяли тарикат как шейх Хасмухаммад аш-Ширвани и другие.

Сделал хиджру из области Ширвана в города государства Усманият и поселился в «Амасии самсун» это край, расстояние которого между ей и между Станбулом три дня на пороходе. Умер да смилуется над ним Аллах там же, жизнь его была в 12 веке, его похвалил Мухаммад аль-Яраги в его поэме, большой похвалой с  блестящими описаниями и большими достоинствами.»

Это из завещания шейха Исмаила Ширвани:

"بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله وحده وأوصيك بالتمسّك بالكتاب والسنة والأمر بتصحيح العقائد بمقتضى آراء أهل السنة الذين هم الفرقة الناجية على ما أطبق عليه أهل الكشف والوجدان، وأوصيك بتوقير حملة القرآن والفقهآء والفقرآء وسلامة الصدر وبذل الندى وكفّ الأذى والصّفح عن عثرات الاخوان، وبسماحة النفس وسخاوة اليد وبشاشة الوجه والنصيحة للأصاغر والأكابر وترك الخصومات وترك الطمع وبالاعتماد فى قضاء الحوائج الى الله جلّ جلاله فانه لا يضيّع من عوّل عليه وأن لا ترجو النجاة الاّ فى الصّدق والوصول الى الله تعالى الاّ فى اتباع محمد صلى الله عليه وسلموعلى آله وصحبه وأن لا تظن أنك أفضل من أحد بل لا ترى وجودًا وكل من يتطاول عليك بالنّميمة والحسد ففوّض أمره الى الله تعالى و السلام" انتهى

«Во имя Аллаха милостивого и милосердного, Хвала Единому Аллаху!

Я  завещаю тебе придерживаться книги Аллаха и  сунны, также чтоб ты исправлял акыду по требованиям мнения «Ахлю-с-Сунны», я завешаю тебе почитать алимов, факихов и  бедных, очистить сердце, проявить мягкость, остерегаться от вреда, прошать  братьям их ошибки, терпеть свой нафс, быть шедрым, быть приветливым, наставлять взрослых и младших, оставлять спор, оставлять желания, уповать в решениях нужд на Аллаха, поистине он который не забывает того кто пологается на него, (также завещаю) чтоб не надеялся на спасение кроме как в правде и достижение до познания Всевышнего Аллаха кроме как в следовании за Мухаммадом да благословит Аллах и приветствует его, его семью и асхабов, чтоб не предпологал что ты лучше кого нибудь и  даже не считал себя существом, и каждый кто долгое время будет клеветать и  завидовать тебе предоставь его дело на Всевышнего Аллаха! Мир тебе!»

Шейх Хас Мухаммад аш-Ширвани.

الشيخ خاص محمد الشروانى

هو الشيخ العارف محمد ابن شهاب الدين حصّل علومه عن أكابر عصره ولاسيّما عن استاذه اسماعيل الكوردميرى المذكور وعن الشيخ محمّد اليراغى وغيرهم، وكان مجازا فى الطريقة النقشبندية من الشيخ اسماعيل الكوردميرى ثم هاجر الى بلاد الشام وتوفى فيها سنة 1247 ‏وقبره عند قبر الشيخ خالد السليمانى رضى الله عنهم.

«Шейх, познавший Аллаха, Мухаммад ибн Шихабу-д-Дин. Получил знания от великих людей своего времени, особенно от своего устаза Исмаиля Курдамири (ранее упомянутого) и от шейха Мухаммада Яраги и от других. Он - имеющий разрешение на Накшбандийский тарикат от шейха Исмаиля аль-Курдамири. Потом он переселился в Сирию, и умер там в 1247 году. Его могила находится рядом с могилой шейха Халида ас-Сулеймани (Халид шах аль-Багдади) да смилуется над ним Аллах.»

Шейх Мухаммад аль-Яраги.

الشيخ محمّد اليراغى

هو محمد بن ملاّ اسماعيل بن ملاّ شيخ كمال بن نذر اليراغىّ الكورى الداغستانى حصّل العلوم والمعارف عن الأعلام الكرام والفضلاء الفخام كان الشيخ اليراغىّ أولاً مدرّسًا فى العلوم الظاهرة المتداولة فى بقعة داغستان فاجتمع لديه جمٌّ غفير من الطلبة من جميع النواحى وكان فيما بينهم الشيخ خاص محمد الشروانى الذى اشتغل هو بعد رجوعه من عند الشيخ محمد اليراغى على تلقن الطريقة النقشبنديّة من الشيخ اسماعيل الكوردميرى رحمه الله وصار منه مجازا فى نشر الطريقة واجرائها

«Это Мухаммад бин Мала Исмаиль билль Мала шейх Каммал бин Назр аль-Яраги аль-Кури ад-Дагестани. Получил знания и познания выдающихся превосходных алимов. В начале шейх Яраги был учителем в явных науках находящихся, употребляющихся в Дагестане, перед ним собралось огромное количество из ищущих знания из всех уголков, среди них был шейх Хас Мухаммад аш-Ширвани, который занялся после возвращения от шейха Мухаммада аль-Яраги, к изучению Накшбандийского тариката у шейха Исмаиля Курдамири да смилуется над ним Аллах, и получил он разрешение на распространение Тариката и исполнения её.»

فرجع الشيخ خاص محمد ثانيا الى قرية يراغ وصاحب الشيخ محمد اليراغى ولقّنه الطريقة النقشبنديّة حتى صار اليراغى منه مجازًا فى اجراء الطريقة فكثر فى بلاد داغستان الراحلون الى الشيخ اليراغىّ بعضهم لأخذ العلوم منه وبعضهم لتلقن الطريقة عنه، ورحل اليه فيمن رحل العالمان الشهيران بالتصدى للامامة فى داغستان فى ذلك الأوان الشيخ الغازى محمد الكمراوى والشيخ شامل أفندي الكمراوى فتلقنا منه الطريقة وصارا منه مجازين فعادا الى ناحيتهما واجتهدا على اجراء الشريعة واحياء أحكامها المندرسة وأرادا قطع العلاقة عن الدّولة الروسيّة بالجهاد والمقاتلة حتى كان ما فعلاه سببا على تهمة الشيخ محمد اليراغى رضى الله عنه من جهة الدولة الروسية فلهذا هاجر الشيخ اليراغى من ناحية (كوره) الى ناحية (أوار) مع أهله وعياله فأقام أولا فى قرية كيمرة ثم فى قرية بلكان وفى الأخير أقام فى قرية ثغور ثلث سنين وأربعة أشهر ومات فيها فى اثناء الوضوء سنة 1254 ‏فى 13 ‏جمادى الاولى يوم الاثنين فى وقت العصر فاجتمع عليه علماء القرية وصلحائهم وصلوا عليه صلاة الجنازة ودفنوه فى مقبرة ثغور ضحوة يوم الثلثاء وقبره مشهور يزار رضى الله عنه

«Шейх Хас Мухаммад возвратился во второй раз в село «Яраг» и подружился с Мухаммадом аль-Яраги, обучил его Накшубандийскому тарикату и стал Яраги преемником его в исполнении тариката. Потом увеличились в Дагестане те, кто держали путь к шейху аль-Яраги, некоторые взять знания а некоторые взять от него тарикат. Вместе с теми кто ездил к нему были два алима известные претендованием на имамство в Дагестане в то время, шейх Гази Мухаммад аль-Гимры и шейх Шамиль Афанди аль-Гимры. Они взяли у него тарикат и стали его преемниками. Потом возвратились они в свои области и усердствовали они в исполнении шариата и в оживлении её ахкамов (решений) которые исчезли (в то время). И захотели они оборвать связь с русской империей совершив джихад и войну, и то что они сделали, стало причиной подозрения шейха Мухаммада аль-Яраги да будет доволен им Аллах, со стороны русской империи, поэтому он переселился из местности «Кура» в местность «Авар» вместе с семьей. В начале пожил в селе «Гимры» потом в селе «Балахан» и в конце в селе «Сугур» 3 года и четыре месяца. Умер он там же в 1254 году 13 Джумад-уль-Авваля в понедельник в предзакатное время (в аср), на его (похороны) собрались алимы села и праведники, совершили молитву за усопшего, похоронили его на кладбище села «Сугур» утром среды, его могила известна и туда делают зиярат, да будет доволен им Аллах!»‏

‏   كان رحمه الله عمدة العلماء والأعلام شيخ الأنام زين الملة والاسلام مجدد الشريعة ومرشد الطريقة عارفا بربّه زاهدا عن الدنيا لدينه مكبا على عبادة الله تعالى وحافظا لكلام الله المجيد مهاجرًا فى سبيل الله كان عضدًا للامام الغازى محمد وبعده الامام شامل أفندى ومات فى عـصره رضى الله عنهم ويوجد له آثار وقصائد وتائياته الكبرى والصغرى فى المدحيّات والسّير مطبوع رحمه الله تعالى.

«Он, РахимагьуЛлагь был опорой выдающихся алимов, шейхом народа, красотой религии Ислам, обновитель шариата, наставник тариката, познавший господа, оставившим мирское ради религии, поклоняющимся Аллаху хафизом речи Аллаха (знающим наизусть Коран) мухаджиром на пути Аллаха, помощником имама Гази Мухаммада и после него имама Шамиля Афанди. Умер в своем веке да будет доволен им Аллах, ему принадлежат предания, касиды, «Таияту-ль-Кубра» и «Таияту-с-Сугра» в восхвалениях и в сиярах (т.е, стихи кончающиеся на букву «та»), да смилуется над ним Аллах!»

Источник: Назир Дургели, «Нузхат-уль-Азхан», 39-41 стр.

имам, биография, суфизм, имамат

Previous post Next post
Up