Когда рынок недоразвитый и зарегулированный одновременно, он рождает довольно странные формы жизни, пробивающиеся сквозь прорехи законодательства и вклинивающиеся в стыки отраслей, на манер шампиньонов, прорастающих в щели промеж каменных плит мостовой.
Яркий пример - сети терминалов моментальной оплаты, бурно разросшиеся на почве отсутствия нормального розничного банкинга. Стремительно вытеснив из оборота предоплаченные карточки пополнения счета, сети терминалов начали теснить уже и банки.
Кстати, где-то как раз в момент бурного старта платежных терминалов, я пытался отговорить одних веселых молдавских инвесторов - они запускали амбициозный проект "АллоКард" - может, кто-то еще помнит убогие оранжевые будки стояли в Москве до недавнего времени. Ребята рассуждали просто: если в Кишиневе они торгуют карточками оплаты на автобусных остановках - значит, тоже самое надо делать в Москве. Осторожные попытки объяснить простые вещи, что в Москве, например, в отличие от Кишинева, есть метро, были бесполезны. У ребят были заходы к Лужку и они были все на бодряках и оптимизме. Интересно было бы посмотреть на них сейчас, если живы, конечно. Они миллионов пятнадцать потеряли на этой затее.
Ну, так вот: эти терминалы с тачскринами прекрасная вещь, замечательный клиенто-ориентированный бизнес и отличный пример того, как работает рынок, когда ему не мешают. Но при всех достоинствах, необходимо признать, что, все же, это вещь странная - мутант, химера, ни рыба, ни мясо. С самого начала было понятно, что когда они вырастут - их заметят. И с этого момента начнется обратный отсчет их существования. Ну и банки тоже не стоят на месте, развивают и розницу, и сервис.
Гнобить терминальщиков начали где-то год назад. Все началось с шумного дела по обналичке - для многих она тогда была чуть ли не основой рентабельности. Комиссии, кстати, серьезно подросли тогда. Сегодня, вот, читаю:
Вчера ЦБ опубликовал проект инструкции по регулированию нормативов НКО, принимающих платежи без открытия счета. <...>. Данные по нормативам небанковские кредитные организации будут предоставлять в ежедневном режиме. Пёс бы с ними, с терминальщиками, нарисуют они Н1. Но мотивировочная часть убивает:
Регулирование НКО - одна из ступеней по внедрению закона «О национальной платежной системе», отмечает депутат Госдумы, финансовый омбудсмен Павел Медведев. «Была информация, что через НКО проводятся сомнительные операции, в том числе вывод средств за границу. Это может быть одной из причин ужесточения надзора за НКО», - считает глава ассоциации региональных банков «Россия» депутат Анатолий Аксаков. То есть, чтобы создать национальную платежную систему, надо сначала изничтожить все остальные платежные системы. Логика в этом есть, но уж очень дикарская - из времен подсечно-огневого земледелия.
Ну и радует банковский надзор - им заняться больше нечем. При том, что в Топ-10 банков они не заходят вообще, и там дыры по 300 ярдов вдргу образуются, неожиданно для надзора. Их где-то можно и понять: во-первых, у Сбера или у ВТБ все равно нельзя отобрать лицензию (также как нельзя уволить никого из федеральных министров за бардак по их отраслям), а, во-вторых, подвиг Козлова по раскидыванию мозгами вместо игры в футбол никто не жаждет повторить. Вот и остается, что кошмарить всякую мелюзгу.
Кстати, пока писал, натолкнулся:
30 крупнейших российских банков в первом полугодии 2011 года содействовали вывозу из России капитала объемом около 20 млрд долларов; лидировали в этом процессе Сбербанк и Банк Москвы, сообщил заместитель директора департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Сергей Моисеев на Международном банковском форуме в Сочи. То есть, вместо того, чтобы предписания выпускать, он в Сочи плачется. А его коллеги перекрывают мощный канал вывода средств зарубеж посредством терминалов моментальной оплаты, не замечая вылетающих каждый день из Сбера миллиардов.