Лебедь, рак и щука в перетягивании телеги доступа к информационным сетям и ресурсам

May 23, 2010 11:35

12 мая 2010 года руководитель Федерального агентства связи выступил на расширенном заседании Коллегии Минкомсвязи России «Развитие телекоммуникационной инфраструктуры: от доступа к сети к доступности услуг» http://www.rossvyaz.ru/press/p139/news366.htm
В докладе содержался печальный вывод, гласящий, что ..."В целом задача обеспечения доступа к информационным ресурсам максимального числа граждан и организаций на уровне современных требований остается нерешенной".
Печально, но старая болезнь межведомственной разобщенности в рамках реализции профильных пограничных направлений деятельности в условиях усугубляющихся проблем межбюджетного финансирования продолжает прогрессировать.
Посыл руководителя Россвязи о том, что "Поиск новых подходов к использованию созданной инфраструктуры сети связи универсального обслуживания позволил сформулировать основные направления нашей работы по обеспечению населения новыми видами информационных услуг, не выходя за рамки, установленные Законом «О связи»" в сложившихся условиях представляется не вполне корректным.
Да, созданные в рамках реализации указанного закона пункты коллективного доступа (ПКД) на базе структур связи сегодня дают населению доступ к Интернету. Да, цены на трафик в них сегодня ниже, чем в интернет-кафе.
Но будем реалистами - цены на доступ к И-нету в ПКД не снизились, а возросли цены в интернет-кафе/центрах, переродившихся из старых добрых мест доступа к стрелялкам для детей и юношества в новую форму казино - электронным.
Если в Копейске Челябинской области и Людиново Калужской области цена за час в ПКД составляет 60 руб., то в расположенном недалеко от ж/д вокзала Брянска т.н. "Интернет-центре", где установлено два компа для доступа к Сети и два десятка - для соревнования с государством в сверх-азартную игру "попробуй докажи, что здесь казино", цена вопроса уже 200 руб. Причем на вопрос, а почему? милая девушка так и не выдавшая чека за оказанную услугу с гордостью сообщила, что в центре города за час в подобном центре я выложу уже 800 руб!?
Возвращаясь к посылу руководителя Россвязи о том, что они развивают инфраструктуру доступа через модель ПКД нельзя не отметить, что в докладе ни слова нет о межведомственном сотрудничестве. Ведь подобные ПКД т.н. "центры общественного доступа" (ЦОД) должны создаваться в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в РФ, а пункты доступа к правовой и иной социально значимой информации (ПЦПИ) должны развиваться в сетевом формате в рамках реализации "Концепции 2020", но и то и другое - на базе публичных библиотек.
Положение доклада о том, что "... в отдаленных местах будет обеспечена поддержка реализации многих важнейших социальных программ: медицинского обеспечения, развития села, образования, энергосбережения, развития платежных систем на основе «социальной универсальной электронной карты» и других. Не исключена возможность подключения электронных систем голосования" только подтверждае это. Есть слова о связи со сферами здравоохранения, образования, ЖКХ и даже избиркомами, но ни слова нет про сотрудничество со сферой культуры и в первую очередь - библиотеками, как хранилищами местных знаний и признанными навигаторами по контенту.
А ведь именно в части реализации компетенции по развитию массовых коммуникаций Минкомсвязи России должно в первую очередь думать о сотрудничестве с библиотеками в решении задач доступа к информационным ресурсам, без которых ни бизнес, ни инноватика, ни общественные отношения, ни государственная информационная политика развиваться не могут.
Да и со сферой образования и науки стурктурам Минкомсвязи России в первую очередь нужно сотрудничать не только и не столько в связи с решением проблем трафика, а, во-первых, по вопросам медиаобразования и информационно-правовой грамотности населения. Не оговорился в части информационно-правовой грамотности, т.к. именно через эту модель решается задача подготовки населения к эффективной самореализации в условиях информационного общества в т.ч. и в связи с необходимость понимания и применения законодательства о персональных даных и интеллектуальной сосбвенности, ну и во-вторых, по причине необходимости комплексного решения проблем информационного обеспечения инновационных и кластерных инициатив.
И место и роль структур связи в решении указанных задач должны быть и шире, и ярче, и конкретнее с учётом необходимости развития и межведомственных и межсекторых отношений в решении рассматриваемых задач.
Ну а будет ли Минкомсвязи, Минобранауки и Минкульутры лебедем, раком и щукой или резвой тройкой для перемещения повозки под названием "информационное общество" по бескрайним просторам России и нового, с элементами кириллического письма, киберпространства - только им самим и решать.
Previous post Next post
Up