О Челябинском летном замолвите слово...

Oct 12, 2017 13:10

Оригинал взят у denokan в О Челябинском летном замолвите слово...



Эпилог: Когда напротив стоит динозавр, желающий тобой поужинать, спасет лишь пулемет.

Навязчивые мысли автора блога о ситуации в гражданской авиации РФ
"Здравствуйте, я учусь в Челябинском летном училище, к вам обращаюсь, так как вас читает много людей, в том числе далеких от авиации, и вы являетесь авторитетным человеком в авиационных кругах.


Наверное, вы слышали о конфликте нашего училища с Росавиацией, который вылился в сначала в аннулирование свидетельств выпускников прошлых лет, а в данный момент в полную остановку деятельности училища. Я попытался собрать эту историю в один текст и упростить его, что бы донести абсурдность истории до сторонних людей. К сообщению прикрепляю сам текст и прошу, если вы сочтете это возможным, ознакомиться с ним и подумать о возможности публикации его в вашем блоге. Из-за того, что сюжеты на ТВ освещают ситуацию предвзято и однобоко - показать училище, сказать что у него не все в порядке с документами, далее вставить комментарий Костылева М.Ю., затем нарезку из прошлых катастроф, с пометкой о том, что причиной стала плохая подготовка экипажа - мы начали стараться придать огласку этой истории своими силами.

Мы, бывшие выпускники училища, а так же 16 человек, которые должны были выпуститься в 2018 году очень нуждаемся в любой медийной поддержке".

Конечно же, я не мог пройти мимо этой просьбы. Ниже я процитировал текст послания.

Я лишь чуть-чуть пригладил его, снабдил комментариями, оставив суть без изменений.

* * *

...Давно нужно было набрать этот текст, хочу попытаться все систематизировать и собрать вкратце в кучу. Кому-то возможно будет интересно, в какой западне оказался лично я и еще около трех сотен человек, кому-то, надеюсь, просто будет интересно, как оно бывает в этой стране. Кто-то, я надеюсь, поделится этой записью - замалчивание проблемы не идет нам на пользу.

Итак, есть в нашей стране Министерство Образования.

Оно курирует образовательные, воспитательные и учебные процессы. Это если совсем кратко и поверхностно.

А еще есть Министерство транспорта. Оно курирует вопросы, связанные с транспортной отраслью.

Так как отрасль эта очень большая и разносторонняя, у министерства есть много разных департаментов, отделов и тд и тп, которые позволяют сосредоточиться на узком профиле.

Думаю все согласятся, что человек, хорошо управляющийся с вопросами морского транспорта не сможет так же хорошо управляться с гражданской авиацией. Нет, кончено есть замечательные управленцы, которые способны организовать и наладить работу любой структуры, независимо от области ее деятельности. Но им обязательно нужны будут отличные узкопрофильные специалисты в качестве замов. Транспортная отрасль настолько многогранна, что пришлось бы наплодить массу этих самых замов. Поэтому разделение на профильные подведомства выглядит вполне логично.

И так же, вполне логично, что у министерства транспорта нет подведомства, которое бы могло как-либо касаться получения гражданами образования. Тут вроде бы тоже все логично. Зачем оно Министерству Транспорта?

Но, как будет показано дальше, не все в ведомстве с этим согласны, в недрах организации есть люди, уверенные, что они, будучи узкопрофильным агенством внутри Минтранса, должны курировать получение среднеспециального образования, минобра для этого мало.

* * *

Одним из подведомств Минтранса является "Департамент государственной политики в области гражданской авиации". Первый абзац перечня функций этого департамента гласит:

"Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания".

Нас интересует - "нормативно-правовое регулирование". Т.е. законы (ФАП, Федеральные Авиационные Правила), по которым живет Гражданская Авиация (ГА) писались этим департаментом.

Еще одно подведомство - Федеральное Агенство Воздушного Траснпорта (ФАВТ или Росавиация (РА)). Перечень его полномочий довольно велик и разнообразен, но нас касается только это:

"5.4.2. выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения;".

Т.е. человек, когда он будет соответствовать требованиям законодательства для получения свидетельства пилота - должен обратиться именно в РА.

А каковы же они, эти требования? В законодательстве РФ тут присутствует "небольшой" пробел. Дело в том, что Россия является страной-участником Международной Организацией Гражданской Авиации (ICAO).

И как страна-участник, мы должны соблюдать вот такое требование:

"Уведомление о различиях.

Внимание Договаривающихся государств обращается на налагаемое статьей 38 Конвенции обязательство, по которому Договаривающимся государствам надлежит уведомлять Организацию о любых различиях между их национальными правилами и практикой и содержащимися в настоящем Приложении Международными стандартами и любыми поправками к ним.

Договаривающимся государствам предлагается направлять такое уведомление также о любых различиях с Рекомендуемой практикой, содержащейся в настоящем Приложении, и любых поправках к ней, если уведомление о таких различиях имеет важное значение для безопасности аэронавигации. Кроме того, Договаривающимся государствам предлагается своевременно информировать Организацию о любых различиях, которые могут впоследствии возникнуть, или об устранении каких-либо различий, уведомление о которых было представлено ранее.

После принятия каждой поправки к настоящему Приложению Договаривающимся государствам будет незамедлительно направляться конкретная просьба представить уведомление о различиях."

От РФ уведомлений о различиях в вопросах, касающихся выдачи свидетельств не поступало, а значит требования к кандидатам не должны иметь различий с требованиями ИКАО.

* * *

Среди документов ИКАО есть Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации - "Выдача свидетельств авиационному персоналу". Там эти требования прописаны.

У нас есть ФАП-147, в шапке которого есть фраза: "...в целях реализации стандартов Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) приказываю:..."

Эти два документа устанавливают похожие требования, но есть один момент. ФАП-147 зачем-то назвали: "Требования к членам экипажа ВС, специалистам по техническому обслуживанию ВС и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) ГА".

Минтранс уверен, что ФАП-147 - это и есть требования для получения пилотского. Какой налет должен иметь кандидат, в каких условиях, в каких дисциплинах продемонстрировать знания - все это есть в этом документе. Более того, программа всех летных училищ в РФ составлена на основании этих требований, ведь если выпускник не будет соответствовать хоть одному из них, он не сможет быть членом летного экипажа, даже если у него откуда-то вдруг возьмется пилотское. Иных требований, кроме ФАП-147, законом РФ не установлено.

Но в Росавиации считают по-другому.

В противоречие Минтрансу, в структуру которого они входят, РА утверждает, что ФАП-147 распространяется только на уже готовых специалистов. Хотя при этом, в административном регламенте, по которому РА выдает пилотские, ФАП-147 есть.

При этом, вопреки пункту 7 положения о Федеральном Агентстве Воздушного Транспорта: "Федеральное агентство воздушного транспорта не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации" пытается добавить требования от себя.

Так, в настоящий момент на сайте РА висит информация о неких квалификационных требованиях к КВС и второму пилоту, согласно которым они должны иметь высшее профессиональное (летное) или среднее профессиональное (летное) образование. Никаких отсылок к этим требованиям вы не найдете - таких требований просто нет (примечание denokan - есть один ущербный документ от Минсоцздравразвития, нелегитимность которого, насколько я помню, обоснованно доказана. На него и ссылаются) .

То же самое утверждает Минтранс. Но у РА свое мнение.

Забавный момент: у нас в стране работают иностранные пилоты. У иностранного пилота может не быть ни средне-специального, ни высшего образования. Более того, любой желающий может ознакомиться с требованиями, которые авиакомпании предъявляют к пилотам. Например, первое же требование к соискателям на вакансию пилот в Аэрофлоте: Образование: высшее/среднее авиационное с квалификацией «пилот».

Но, если вам посчастливилось родиться в другой стране, и вы не являетесь гражданином РФ, то для вас такое требование отсутствует: "An airline pilot with «В737NG/А320/А330/В777/SSJ100 aircraft captain» qualification and 3,000 flight hours minimum as a pilot, including at least 500 hours as a В737NG/А320/А330/В777/SSJ100 civil aircraft captain" - на этом все, никаких училищ вам заканчивать не надо.

(примечание denokan - асболютно так и есть. По теме: Геноцид российских пилотов в российском небе)

* * *

В 2015 году появился ФАП-289 «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил».

Тут история, схожая с названием ФАП-147. Из названия можно выделить очень большой круг организаций.

Но если открыть сам ФАП, в нем можно увидеть пункт 3: "Настоящие Правила не регулируют правоотношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»".

Действительно, зачем ФАП, который устанавливает требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня... распространятся на образовательные организации, реализующие программы Среднего профессионального образования вчерашних школьников? Да и как может некое агенство Минтранса сертифицировать деятельность организации, лицензируемой другим министерством?

А о каком обучении тогда идет речь в ФАП-289?

Дело в том, что помимо первоначального обучения, специалисты авиационного персонала много учатся уже в процессе своей работы. Конкретно для пилотов - это переучивание с одного типа воздушного судна на другой.

И вот здесь логично, что Минобр уже не может этим заниматься. Это поле Минтранса в лице Росавиации. Они и сертифицируют организации, которые занимаются "обучением специалистов соответствующего уровня".

Согласитесь, формулировка не самая конкретная и позволяет читать ее еще и в другом свете: как первоначальное обучение.

Но! Первоначальное обучение является образовательной деятельностью и осуществляется в соответствии с ФЗ об образовании. Для исключения разночтений в ФАП и добавили пункт 3.

Но у Росавиации и тут свое мнение.

Причем, в разное время это мнение менялось на 180 градусов. Есть в Росавиации некое "Управление Летной Эксплуатации (УЛЭ)". В свое время начальник этого управления давал разъяснения о том, что требования ФАП-289 не распространяются на реализацию программ среднего профессионального образования. Более того, начальник этого управления указывает что:

"обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала - это обучение лиц, уже имеющих свидетельство специалиста авиационного персонала".

Что же, здорово, значит в том же Челябинском Летном Училище Гражданской Авиации можно смело учиться? Лицензия Минобра у них есть, старый сертификат АУЦ (Авиационного учебного центра), который они получали еще на основании старого ФАП-23, на смену которому пришел ФАП-289, у них закончился, новый они не получили - но нас интересует учеба по СПО, а для нее, как мы выяснили, этот сертификат не требуется.

Училище пытается получить новый сертификат, ведь они хотят иметь возможность переучивать готовых пилотов на эксплуатируемый у них тип самолетов, но у них с этим некие трудности. Эти трудности - тема отдельного большого текста, но этот вопрос ближе дирекции училища, я же пытаюсь осветить вопрос со стороны учащихся, ставших жертвой поистине абсурдной ситуации.

* * *

Итак, берем кредит, сумма - 2млн 200 тысяч рублей.

Кредит не простой. Кредит образовательный. С госгарантией. Сумма-то не маленькая, но государство подписывается перед банком, что выпускники будут в состоянии его оплатить - они ведь осваивают высокооплачиваемую профессию!

Государство видимо не учитывает, что есть в Росавиации УЛЭ.

Начинаем учебу. Теория, специальные предметы вперемешку с общеобразовательными, весна, долгожданная летная практика, самостоятельные полеты, отлет программы на частного пилота...

---
Здесь нужно сделать ремарку. Обучение ведется по специальности 25.02.04 "Летная эксплуатация летательных аппаратов". По такой же учатся и в государственных училищах.

И еще, чтобы у читателя не возникло мысли о том, что полеты, мол, "выполняются как угодно": нас постоянно проверяют. Соблюдение требований действующего законодательства при выполнении полетов контролируется Ространснадзором (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта), если упростить - это некий аналог ДПС для водителей. Уральское управление РА несколько раз в год отправляет свои комиссии с внеплановыми проверками, некоторые из них проводились совместно с прокуратурой - и все у нас в порядке.

Я хочу сделать это уточнение, так как 28.09.2017 в суде от представителя РА услышал буквально следующее:

"РА является единственным в стране органом, который следит за безопасностью воздушного движения, и, так как у нас нет сертификата АУЦ, - они не могут нас проверять, а значит и следить за безопасностью"

Это наглая ложь (подписываюсь - denokan), и я надеюсь, автор этих слов получит по заслугам.

Но вернемся к нашей истории.
---

РА очень не хочет выдавать сертификат АУЦ, ссылаясь на уже исправленные когда-то полученные замечания. Училище лениво бодается за него, но нас это мало волнует, мы ведь СПО, нас этот сертификат не касается.

Летаем полным ходом, у учащихся к данному моменту по 125 часов налета (из требуемых 150). Выпускается старший курс, едет в уральское управление, сдает тесты, но только вот в выдаче пилотских им отказывают, причина - сертификат АУЦ у училища отсутствует!

Параллельно с этим РА аннулирует и несколько десятков пилотских выпускников прошлых лет, которые учились по ДПО (дополнительное профессиональное образование). Им сертификат АУЦ требуется, но он на тот момент был.

Что же с ними не так?

РА не считает нужным об этом сообщать, указывая причиной аннулирования - "указание кандидатом недостоверных сведений".

Но ведь РА проверяла их документы! Это входит в их обязанности! И несколько лет назад РА решила, что их документы в порядке /выдав им пилотские - denokan. Я с любопытством жду, когда хоть кто-то ответит за подобные действия - сначала выдать, потом аннулировать/.

Значит, чья-то халатность либо непрофессионализм пустили в небо несколько десятков пилотов, которых туда пускать нельзя???

Однако, на свои запросы обладатели аннулированных пилотских получили интересный ответ, мол, когда вы обучались, в сертификат был включен вид подготовки, но не включена сама программа.

Достойная причина для аннулирования? Конечно, безопасность в небе превыше всего! Т.е. сомнений в квалификации людей у РА нет, как и в том что они прошли всю требуемую подготовку в полном объеме, в том что усвоили весь материал и обладают необходимыми теоритическими знаниями и практическими навыками. Здесь у РА вопросов нет.

У РА есть вопрос к сертификату, который сама же РА и выдала.

Более того, согласно ФАП-23, которые на тот момент регламентировали получение сертификата, программа подготовки в него не включалась. Эту же информацию подтверждает Департамент госполитики в области ГА.

Вот такая очередная выдумка РА.

Сейчас ребята судятся, но, даже зная, что закон на твоей стороне, есть масса трудностей: представьте, вы только отучились в кредит (даты выдачи аннулированных пилотских - с 2014 по 2017 год, некоторые выданы за 2 месяца до аннулирования), устроились на работу, прошли переучивание на новый тип самолета, кто-то уже начал летать, кто-то только вводится (т.е. вся жизнь пока осуществляется из собственных финансовых резервов)... И тут аннулирование!

Работа приостановлена на неопределенный срок. Соответственно и заработок

Сомневаюсь, что полученные в процессе этих событий переживания поспособствуют летному долголетию. Довольно странный порядок действий - сперва аннулирование, потом суд с целью доказать, что тебя не имели права аннулировать. Даже с водительским удостоверением такая практика не прокатывает!

(примечание denokan - водительские права выдают в ГИБДД, но отбирают по суду. У пилотов - выдает РА и аннулирует РА без суда, и законность этого вызывает большие сомнения)

Но там, где появляется РА - там с соблюдением закона и здравым смыслом начинает твориться что-то странное. В конце концов, если вы так радеете за безопасность в небе, и нашли какие-то бюрократические несоответствия, в наличии которых вы искренне уверены - есть, наверное, способы иные, чем аннулирование, связанное с лишением права заниматься определенной деятельностью?

* * *

РА предлагает аннулированным пилотам замечательный "мировой" выход из ситуации - заново на общих основаниях отучиться в подведомственных им училищах. На общих основаниях - это значит, что выпускники ДПО, не имеющие СПО, могут попытаться поступить на бюджет.

Т.е. РА предлагает транжирить деньги государства (деньги очень не малые) на повторную подготовку уже подготовленных пилотов.

Но это выпускники ДПО, это отдельная история, и у РА к ним внезапно появились претензии, мало касающиеся автора этих строк. Интереснее вопрос с выпуском СПО, которым не дают пилотские по причине отсутствия у училища сертификата АУЦ.

https://www.youtube.com/watch?v=AUX73bDwSog&feature=youtu.be&t=1h4m31s

image Click to view


То есть, отсутствия сертификата, который позволит училищу переучивать летчиков с типа на тип, учить техников обслуживанию конкретного типа самолетов и тд и тп  - все зависит от того, какие виды подготовки будут сертифицированы.

Еще зимой Уральская транспортная прокуратура давала разъяснения, которые полностью совпадали с первоначально позицией начальника УЛЭ РА - сертификат АУЦ для обучения в рамках СПО не требуется.

Выпускники обратились в транспортную прокуратуру, которая решила: раз выпускники училища не могут получить пилотские, значит... услуги, оказываемые училищем, не выполнены в полном объеме. Т.е. незаконное требование РА прокуратура проигнорировала.

Далее прокуратура подает в суд на Челябинское училище, в иске просит признать деятельность по образованию незаконной, так как из-за незаконного требования РА выпускники не могут получить пилотские...

* * *

Теперь, после аннулирования прошлых выпускников и появления иска с требованием закрыть училище - начинают вырисовываться мотивы всего этого действа.

Конечно же, речь идет исключительно о безопасности полетов.

Остальное - это совпадения, домыслы и фантазии. Впрочем, я придерживаюсь этих домыслов и фантазий.

Последние сомнения в том, что РА вовсе не интересует безопасность полетов, а интересует именно выжимание частного конкурента с рынка, развеивает тот факт, что как только люди начали выигрывать суды, юристы РА тут же поменяли свою позицию, объясняя аннулирование уже другими причинами.

Т.е. правды никто не ищет, выполняется конкретная задача, меняются поводы лишь бы они выполняли эту задачу. Обратите внимание, что училище, занимающееся средне-профессиональным образованием требует закрыть транспортная прокуратура. Интересно, какая прокуратура потребуется, чтобы закрыть медицинский колледж?

* * *

Далее идет суд. Я впервые был в суде.

Может так и должно быть, что суд отказался приобщать некоторые материалы со стороны ответчика. Зато со стороны прокуратуры и РА, представители которой выступали в качестве третьих (!) лиц и по всем пунктам поддерживали истца, суд принял во внимание даже забавную экспертизу.

Вместо того, чтобы написать в Минтранс авторам ФАП-289, прокуратура... обратилась в некий Челябинский юридический институт, который выдал экспертное заключение по положениям ФАП-289, полностью совпадающий с новой позицией прокуратуры .

Что примечательно, начальник УЛЭ стал мелькать по телевизору в сюжетах об училище. Из его слов становится ясно, что мнение он свое сменил на противоположное, несмотря на отсутствие каких-либо изменений в законодательстве.

К сожалению, ни в одном интервью он не соизволил суть претензий к училищу сформулировать одинаково: каждый раз он говорит о разных документах: то о некой лицензии, то о "сертификате на подготовку пилотов" (интересно, что это за документ и чем предусмотрено его наличие?)

Даже сейчас на сайте РА висит объявление, часть которого гласит:

"...Дополнительно информируем, что в настоящее время ЧЛУГА не имеет сертификата для осуществления подготовки пилотов..."

Что такое сертификат для осуществления подготовки пилотов? Кто в РФ его имеет?

Это вопросы, на которые получить ответ не представляется возможным.

* * *

Также, на суде представителем РА была озвучена своя трактовка названия ФАП-289.

По мнению представителя РА, ФАП-289 распространяется на "любые, вне зависимости от видов деятельности, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение..."

Похоже, что каждый детский сад, каждая школа обязаны иметь сертификат АУЦ.

Решение суда - признать деятельность незаконной, остановить деятельность до получения сертификата АУЦ.

Интересный момент - неотъемлемой частью сертификата является приложение к нему, в котором указываются виды подготовки, на которые это сертификат распространяется.

При училищах ГА, подведомственных РА, есть АУЦы. У этих АУЦ есть сертификаты. В приложении к эти сертификатам указаны виды подготовки: обучение пилотов любителей, подготовка коммерческих пилотов в рамках ДПО, переподготовка на тип, КПК (курсы повышения квалификации), и тд и тп.

Но ни в одном из них нет подготовки коммерческих пилотов по СПО.

И не может быть. Потому что не может агенство Минтранса сертифицировать деятельность, находящуюся в ведомстве Минобра! Так написано в этом ФАПе. Но суд от училища его требует. Не уточняя, какую подготовку нужно указать в приложение к сертификату.

* * *

Естественно будет апелляция.

Училище будет бороться с этим бредом. Аннулированные выпускники борются с беспределом в их отношении.

Уверен, большинство из них, если им удастся отстоять свои права, при первой же возможности постараются получить пилотское любой другой страны, чтобы в дальнейшем защитить себя от таких событий.

Дошло до того, что владелец одной из летных школ в США предложил пострадавшим от действий РА хорошую скидку на обучение у него для получения пилотского США. К сожалению, автор этих строк, как и 15 его сокурсников, плюс 32 выпускника этого года, которые так и не получили пилотские, немного в другой ситуации. Мы должны были выпускаться в 2018 году и для мирового авиационного сообщества мы еще не являемся пилотами.

Более того, т.к. обучение в РФ проходит в виде одной большой программы, разбитой на модули, в процессе которого нет промежуточного этапа в виде получения удостоверения пилота любителя (denokan - к слову, законность этого давно вызывает сомнения - доводы представлены в этой записи), полученный в училище налет мы не можем предоставить как налет пилота любителя в свое удовольствие, добив который до определенных требований и сдав теоретические экзамены, можно было бы пытаться получить пилотское в других странах, "менее радеющих за безопасное небо, чем РФ".

Мы оказались в ситуации, в которой, если училище не сможет добиться правды, мы останемся без профессии, которую нам так и не дали освоить до конца...

Но с замечательным долгом за учебу.

И даже если благодаря искренним стараниям прокуратуры, которая добилась признания деятельности училища незаконной в суде первой инстанции, мы сможем отсудить у училища оплаченные нами средства, банку, как кредитору, будет наплевать на решение суда.

Банку нужны деньги. Банку надо платить. 30 тыс. рублей в месяц. В течение 10 лет.

Которые училищу нам просто нечем возвращать, так как эти деньги были потрачены: мы их "пролетали".

Более того, куча взрослых дядек, некоторым из которых уже под 30, остаются без профессии, которую они вполне успешно осваивали.

* * *

Что ж, вот такой вот глас вопиющего в пустыне.

Мне, хорошо знающему ситуацию изнутри, очень и очень неприятно осознавать, что происходит нечто далекое от законности (и от понятия "безопасности"), и при этом никто не несет ответственности. Страдают, как всегда слабые.

Что ж,

Летайте безопасно!

Up