Дети в Интернете: порно-сайты просматривают 32% ребят до 14 лет

Nov 18, 2009 20:02




Дети в Интернете: порно-сайты просматривают 32% ребят до 14 лет

RUметрика представляет результаты исследования детской аудитории интернета: ее размеры и активности, основные опасности и способы ограждения от нежелательного содержимого интернета.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТСКОГО ИНТЕРНЕТА
  • В России насчитывается около 8 млн. пользователей интернета в возрасте до 14 лет
  • 25% дошкольников пользуются сетью самостоятельно, без надзора родителей
  • С 12 до 14 лет показатель контактов с нежелательным содержимым сайтов возрастает более чем в 2 раза
  • Порносайты просматривают 32% интернет-аудитории детей до 14 лет
  • С сайтами об азартных играх, ресурсами о насилии, алкоголе и наркотиках сталкиваются от 13 до 15% ребят
  • 54% детей оказались защищёнными от нежелательной информации в сети. Это на 12,5% больше, чем полгода назад
  • Ограничивают активности несовершеннолетних в сети контроль взрослых (75%), специальные программы и настройки браузеров (30%) и отельная детская учётная запись (15%)

ДЕТСКАЯ АУДИТОРИЯ ИНТЕРНЕТА В РОССИИ

По данным Госкомстата России, количество детей до 14 лет в РФ составляет около 20,9 миллионов. Согласно данным Министерства образования РФ, на 1 сентября 2009 года количество школьников составило 12 миллионов 962 тысячи человек, что на 340 тысяч меньше, чем в прошлом учебном году. Из них примерно 9 миллионов - учащиеся до 14 лет. Учитывая, что приблизительно 70% из них имеют выход в Интернет в школе, получается около 6,3 миллионов пользователей сети в возрасте от 7 до 14 лет.

В то же время количество домашних пользователей в РФ растёт с увеличением частного компьютерного парка и распространением широкополосного доступа. В том числе растёт количество детей, пользующихся интернетом - не только школьников, но и детей помладше. Кроме того, юные пользователи сети могут выходить в сеть из дома, от друзей или знакомых.

Если брать за основу статистику зарубежных стран, в среднем 2 из 10 пользователей Интернета - дети. По данным исследования ФОМ, взрослая (18+) аудитория интернета в России в конце лета 2009 года составила 40 млн. человек. Следовательно, можно утверждать приблизительно о 8 млн. юных пользователей, если основываться на соотношении Интернет аудитории детей и взрослых на западе.

Согласно онлайн-опросу RUметрики, около половины родителей контролируют интернет-передвижения своих детей до 10 лет. Контроль над 12-14-летними интернет-пользователями ослабевает - только 5-10% подростков выходят онлайн под родительским контролем.



Рисунок 1. Пользование детьми Интернетом, с родителями и без

Сравнивая данные октября с показателями подобного исследования в апреле, получается, что контроль за 8 -12 летними детьми вырос на треть. Внимание родителей к интернет-активности 13-14-летних по-прежнему слишком мало: если из числа дошкольников самостоятельно выходят онлайн порядка 25% ребят, среди восьмилеток этот показатель достигает 37,5%, то 14-летних без надзора родителей в сети порядка 87%.

ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ, И СПОСОБЫ ИХ ИЗБЕЖАТЬ

В ходе онлайн-опроса RUметрики было выявлено, сколько детей до 14 лет просматривают «нехорошие» сайты и с какими именно нежелательным содержанием им доводилось сталкиваться.

Больше других сайты с нежелательным содержанием просматривают старшие ребята. Почти половина контактов с ненадлежащим наполнением сети приходится порно-сайты.

Если отмечать какие-либо тенденции контакта несовершеннолетних с содержимым сети нежелательного содержания, то выявляется любопытный факт: 5-6-летние несколько активнее первоклашек, однако уже 8-летки «навёрстывают упущенное». Это скорее всего связано с тем, что 7-летние дети начинают пользоваться интернетом именно в школе, где защита от нежелательного контента находиться на довольно хорошем уровне.



Рисунок 2. Ответы на вопрос «Сталкивались ли вы с каким либо нежелательным содержанием сети?»

С 12 до 14 лет показатель контактов с сайтами с нежелательным содержимым возрастает более чем в 2 раза. Заметно увеличивается число посещений сайтов об экстремизме, национализме и насилии. Пик «переходного возраста», который обычно приходится на 14 лет, как раз и демонстрирует, что контактов с нежелательным содержимым сети у пользователей веба в этом возрасте заметно возрастает.

Как показано выше, у юных пользователей сети из числа ресурсов с нежелательным содержанием традиционно лидируют порно-сайты - их просматривает приблизительно треть интернет-аудитории до 14 лет. Вполовину меньше детей интересуются азартными играми (15%), ресурсами о насилии (14%), алкоголе и наркотиках (13%).



Рисунок 3. Нежелательное содержание сайтов, просматриваемое детской аудиторией до 14 лет

54% детей оказались защищёнными от нежелательной информации в сети. Это на 12,5% больше, чем полгода назад. При этом незначительно уменьшилась доля тех, кто просматривает сайты об азартных играх, алкоголе и наркотиках, но заметно снизилась доля ограждённых от порносайтов, насилия и экстремистски-националистических ресурсов.



Рисунок 4. Способы оградить детей от просмотра сайтов с нежелательным содержанием, используемые пользователями сети

В качестве ограничителей активности несовершеннолетних пользователей лидируют три подхода: контроль взрослых (75%), специальные программы, настройки браузеров (30%) и отельная детская учётная запись в операционной системе (15%). Родительский контроль доказывает свою эффективность преимущественно потому, что второй и третий способы в том числе подозревают самостоятельный веб-серфинг несовершеннолетних пользователей. Которые, при особом желании и умении, непременно пытаются обойти программную защиту.

ВИДЫ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ СЕТИ

Если с совместным интернет-серфингом детей и родителей всё ясно и нового в этот способ ограждения детей от нежелательного содержания сети не привнести, то программные методы вполне совершенствуются, создаются новые образцы. Это особенно насущно в условиях постоянной занятости взрослых и желания детей самостоятельно осваивать новые пространства интернета.

Самым простым способом является создание отдельной учётной записи для ребёнка, у которой прописываются отдельные права на посещение интернета и хранилищ данных на жестком диске родителей. Малая популярность этого способа, с одной стороны, объясняется незнанием родителей (эта возможность появилась только в ОС Windows Vista, зато в Internet Explorer реализована начиная с версии 3.0), а с другой - тем, что служба фильтрации операционной системы ориентирована на англоязычный интернет, и с русскими сайтами она не работает. Причём готовых русскоязычных фильтров, которые можно было бы подключить, в нашей стране нет, равно как нет организаций, которые бы занимались их разработкой.

В 2008 году был анонсирован выпуск первого детского браузера gogul.tv с большим количеством включенных фильтров. Однако эта программа-надстройка над браузером, мягко говоря, не прижилась: она позволяет воспользоваться всего 7 000 сайтов. Известно, что через «Гогуль» можно найти сайт «Единой России». Зато на запросы «какашка», «плохой», «обижают», «взрослый», «развод» поисковик не отвечает. На запрос «корова» выдает православный журнал «Божья коровка», а на слово «мама» - десятки форумов с подробными вполне физиологичными обсуждениями родов.

Проблема с адаптацией под рунет встречается и у специализированных программ-фильтров зарубежных разработчиков. Иностранные программы типа CyberPatrol, SafeSurf и т.п. оказались совершенно не адаптированными к русскоязычному контенту, и обойти их не представляет особого труда. Продукты российских разработчиков пока не столь известны и популярны, но постепенно находят своего пользователя.

При этом документы, описывающие правила ограничения доступа детей к нежелательной информации, типа американских Children’s Online Privacy Protection Act и Child Online Protection Act, в России только предстоит принять.

В 2009 году ряд российских общественных организаций (Координационный центр домена .RU, Фонд развития Интернета, Центр реагирования на компьютерные инциденты (RU-CERT) и т.д.) озаботились проблемами возрастания рисков и угроз, с которыми сталкиваются дети и подростки в интернете, и объявили его Годом безопасного Интернета.

Более подробно эта проблема обсуждалась в рамках круглого стола «Проблема детей в цифровом обществе», организованного РОЦИТ и Общественной палатой по инициативе правозащитного движения «Сопротивление» в День защиты детей 1 июня. Как отметил председатель Правления РОЦИТ Марк Твердынин, «в сети накопилась столь критическая масса негативных явлений для детей, что мы больше не могли оставить без внимания проблему их безопасности. Поэтому в августе 2008 года был запущен проект «Национальный узел интернет-безопасности», который был создан для защиты детей от насилия в интернете. В рамках этого проекта специалисты Национального узла взаимодействуют с провайдерами, регистраторами доменов и правоохранительными органами. Ежедневно на «горячую линию» приходят несколько десятков сообщений, связанных с различными нарушениями в интернете, которые тщательно отслеживаются и проверяются. Разработан также ряд проектов с операторами мобильной связи по безопасному доступу в интернет несовершеннолетних».

Впрочем, по мнению экспертов, ограничение свободы перемещения детей в сети с помощью закрытия сайтов с нежелательным контентом - мера недостаточная. Необходимо взамен предложить нечто интересное, познавательное и увлекательное, чтобы не возникало желания обойти запреты. Сегмент веб-проектов для юных пользователей рунета пока не сильно разработан, однако часть рекламодателей и крупных интернет-компании уже обратили на него внимание.

Недавно в рунете совместными усилиями «РБК Информационные системы» и израильской компании Tweegee была запущена социальная сеть Tvidi.ru, ориентированная на детскую аудиторию от 8 до 12 лет. В планах разработчиков сделать её «крупнейшим детским медиа-проектом в России».

Но пока это место занято другим порталом для детей - проектом американских компаний Club Penguin и EverythingGirl.com «Смешарики»: за год их аудитория достигла 725 000 человек, практически одна десятая всей детской аудитории России. Их среднесуточная посещаемость, по данным Рамблер Топ100, - 16,5 тыс. человек. Совместив на одной площадке игры и социальную сеть, создатели «Страны Смешариков» стали называть себя пионерами детского русского интернета. Во многом успех проекта объясняется невероятной популярностью самого мультфильма. Целевая аудитория - дети от 6 до 13 лет.

Также стоит отметить, что осенью прошлого года «РБК-Софт» разработала несколько детских порталов для Правительства Москвы: «портал для детей города Москвы» Moskids.ru и «портал для молодежи города Москвы» Mosteens.ru. Интересными проектами, недавно запущенными при поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) и корпорации Microsoft, оказались два детских сайта под названием «Бибигоша» (bibigosha.ru) и «Мир Бибигона (mirbibigona.ru), позиционирующие себя как социальные сети.

В свою очередь, эксперты ИК «Финам» считают, что у подобных ресурсов достаточно сложно выстроить прибыльную бизнес-стратегию: «Сейчас в России социальные сети только нарабатывают стратегию монетизации. Большинство таких проектов являются убыточными или приносят минимальную прибыль. Детские сети - сложная ниша. Здесь есть относительно понятная целевая аудитория, но нет уверенности в интересе к ней рекламодателей - ведь реклама товаров для детей обычно ориентирована на их родителей», - говорит Анна Зайцева, аналитик «Финам-менеджмента», в интервью порталу CNews. Более оптимистичной точки зрения на открытие детских социальных сетей придерживается генеральный директор Mail.Ru, Дмитрий Гришин: «Пока что ниша детских социальных сетей в Рунете относительно свободна, но нельзя сказать, что она уже очень привлекательна - в России не так много маленьких детей пользуются интернетом. Соответственно, Сеть, как рекламный носитель, сейчас не очень привлекательна для производителей детских товаров. Однако ситуация эта, скорее, временная, и доля интернет-пользователей до 12 лет в России будет расти».

Источник: RUmetrika|rambler|ru

Сравнивая данные октября с показателями подобного исследования в апреле, получается, что контроль за 8 -12 летними детьми вырос на треть. Внимание родителей к интернет-активности 13-14-летних по-прежнему слишком мало: если из числа дошкольников самостоятельно выходят онлайн порядка 25% ребят, среди восьмилеток этот показатель достигает 37,5%, то 14-летних без надзора родителей в сети порядка 87%.
Опубликовано в блоге Actual WEB.

исследования, Новости, порно, дети, analytics, интернет, Россия, Разное

Previous post Next post
Up