Собрались мы как-то и поехали в сентябре прошлого года в Первомайск -
Музей ракетных войск стратегического назначения, т.е. ядерных ракет. Поездка, конечно, больше для мальчиков (мы ездили с братом и Костей), но и мне было интересно.
Ехать от Киева около 300 км - как в Крым, музей находится между Глованевском и Первомайском, указатель - прямо с трассы.
Тут мы нарвали подсолнухов :)
Сейчас тут, под Первомайском, осталась единственная в Украине не уничтоженная шахта (засыпана почти полностью) и командный пункт, а раньше таких ракет было вон сколько:
Получилось нечетко, но видно, что кроме Первомайска, большое подразделение было еще в р-не Хмельницкого. Кое-где были шахтные ракеты, кое-где - наземные.
Схема размещения шахт ракет в р-не Первомайска:
Тут видно, как устроены и закопаны под землю ракета и командный пункт - как меньшая колба в большей, и между их стенками воздушный зазор.
Дальше пошли смотреть выставку вооружений и саму шахту - вернее, то, что от нее осталось.
Это ракета "Сатана", не состояла на вооружении именно этой части, но принцип тот же - только более мощная.
Естественно, основная часть - топливо. Ядерная головка в самом дальнем конце от нас. А на переднем плане - интересная штука. Когда ракета находится в шахте и производится пуск, естественно, очень сильно страдают стенки шахты и после "выстрела" нужен существенный ремонт. Чтоб минимизировать повреждения, присоединяют небольшой детонатор (металлическая часть с зеленым набалдашником), который локальным "мини"-взрывом выбрасывает ракету из шахты ("мини"-взрыв в кавычках, котому что все равно взрыв должен быть достаточно мощным, чтою поднять в воздух 200-тонную штуку), и уже только тогда подключается основное питание. UPD все не так, смотреть первый коммент
Приходим к шахте.
Сейчас она засыпана почти полностью, вниз спуститься нельзя.
Ее крышка весит 120 тонн и открывается автоматически в течение 8 секунд. На заднем плане - машина для транспортировки ракет. Выглядит как обычный грузовик, правда, подозрительно большой :) при подъезде к шахте кузовная часть поднимается вертивально и ракета опускается в шахту.
После осмотра шахты возвращаемся в здание музея, откуда, оказывается, есть спуск в подземные ходы, которые ведут к командному пункту - именно там расположена легендарная "красная кнопка".
Спускаемся...
... и топаем
... и приходим к входу в командный пункт.
Он также находится под землей, аналогично самой ракете. Рассчитан на возможность автономного пребывания там в течение 45 суток дежурной команды (если не ошибаюсь, в мирное время дежурят 2 человека, в военное - 6). Это такая круглая колба длиной 33 метра и диаметром 3,3 м., закопанная в замлю и состоящая из 12 этажей. На них расположено различное оборудование, на последнем, 12 уровне - комната отдыха для дежурных, на предпоследнем - собственно командный пункт.
Лифт выдерживает до 4 - 5 человек, потому все желающие спуститься выстраиваются в очередь и ждут.
Верхний уровень сооружения...
... и предпоследний - тот самый 11-й.
Тут надо сказать, чтло кнопка там вовсе не красная, а серая, и что самое интересное - их 2. Но и это не все. ЗАпустить ракету могут только 2 человека, совершенно синхронно одной рукой нажав на кнопку, а второй - повернув ключ в специальном гнезде. При рассинхроне меньше даже 1 секунды система блокируется и разблокировать ее можно только как-то очень хитро.
ТА САМАЯ кнопка - в левой части пульта, серая, под желтой. Гнездо для ключа - справа
И таких пультов в комнатушке 2
И напоследок - возвращение из подземелья, где-то там свет в конце тоннеля.. :)
В общем, очень интересно и всем советую, а если и не специально ехать, а зарулить по дороге в/из Крыма - то и вообще никаких проблем.
Вот :)