Принцип веника. Пост не для всех.

Apr 18, 2012 13:40

Я долго держался. Мне действительно искренне не хотелось поднимать эту тему в своем журнале, уже пережившем религиозные войны в недалеком прошлом. Я категорически против религиозных войн. Но хоть что-то сказать надо, как не крути… В любом случае, далеким от церкви людям - заходить под кат я бы не рекомендовал. Эта запись не несет никакой ценной информации, и предназначается сугубо для определенного круга лиц. Для тех, кто считает себя частью Русской Православной Церкви. В общем, я предупредил. Потом не обижайтесь.


У московских храмов висят плакаты с призывом усиленно молиться, в связи с участившимися атаками на церковь со стороны некоторых общественных групп. Среди прихожан растет нервозность: «Мы в осаде! Нам объявлена война!». Простите меня,  дорогие братья и сестры. Но я считаю, что это бессмысленное нагнетание паники. Если уж мы будем отталкиваться от буквы и духа нашей веры, то придется признать: война христианам объявлена уже почти две тысячи лет тому назад. Причем, объявлена силой куда как более могучей, абсолютно не сравнимой с силами каких-либо жалких человеческих объединений.

И, прошу заметить, что изначальная цель христианства заключается совсем не в эсхатологической стратегии «осажденной крепости». Затвориться в стенах храмов, и злобно зыркать оттуда на остальной мир? Втайне радуясь, что ты, такой православный - спасешься? А они, несчастные грешники - катятся в тартарары, туда и дорога? Простите, но это уже что-то из области "Свидетелей Иеговы". Это не наш путь. Наш путь - в условиях этой самой многовековой войны умудрятся еще отвечать противнику асимметричными ударами. Нашим, христианским оружием. Светом православной веры. Мирной, разумной миссией. Праведной, достойной уважения жизнью. Личным примером и добрым словом показывать людям, что правда на нашей стороне. Суть нашей борьбы именно в этом. А отнюдь не в глухой обороне за высокими стенами, и не в демонстративной ненависти к тем, кто пытается нас оскорбить. Это светская стратегия. К тому же, явно проигрышная.

Теперь, что касается нынешней ситуации. Молиться - это совершенно правильно. Паниковать, и делать из мухи слона - это совершенно глупо. Ну, а если уж хочется побороться за умы широких масс мирским оружием, то потрудитесь, для начала, разобраться с целями и методами подобной борьбы. Без элементарной рассудительности, на нервах - вы только хуже сделаете.

Главная проблема антицерковной критики - отсутствие цельности и  долгосрочной памяти.  По сути, ее можно хорошо иллюстрировать старинным «принципом веника». Мы все с детства помним историю про человека, который демонстрировал сыновьям, как легко ломать прутики по отдельности, и как трудно переломить целый веник. Так вот. Здесь работает та же схема.

Более 90% популярных придирок к церкви - или давно опровергнуты, или опровергаются с поразительной легкостью. Но абсолютное большинство людей об этом не задумывается, не знает, или не хочет знать. И поэтому, они находятся под влиянием всего комплекса. С логической точки зрения, крайне слабого комплекса, элементы которого совсем нетрудно разгромить, по отдельности. Но человеческая психология работает иначе. Количество аргументов оказывает большее влияние, чем качество каждого из них. Это влияние столь велико, что даже после разгрома подавляющего большинства аргументов, человек продолжает искренне верить в свою картину мира. Прутики отлично ломаются по отдельности. Но попробуй справься с веником...

«Что, патриарх все-таки не торговал сигаретами? ...Ну и что! Зато у него дорогие часы!»

Что можно сделать, чтобы переломить «веник», или хотя бы не дать ему сформироваться в головах у колеблющихся? В общем-то, решение этой задачи довольно тривиально.

Во-первых, надо выработать четкие, доходчивые ответы, разрушающие каждый стереотип, по отдельности. Просто, в качестве примера, я за пять минут набросал картинку, разбирающую одну из популярных мелких придирок (см. "Приложение 1"). Если группа разумных людей поставит себе целью наштамповать целую серию каких-то подобных материалов, по различным ляпам обвинителей («Закон Божий в школах», «торговля сигаретами», «попы на мерседесах») - то они с этой задачей справятся за несколько часов. Главное, продумать аргументы до мелочей, проговорить и проверить каждый элемент такой «наглядной агитации». А уж распространить подобные картинки - так и точно туда не составит.

Может кто-нибудь займется, а? )

Во-вторых, надо апеллировать к комплексности. Мол, «друг, что ж это ты - наслушался разрозненных сплетен, большинство из которых, как видишь, давно опровергнуты, и сразу сделал исчерпывающий вывод? А давай посмотрим системно, глобально…». Чем шире, чем фундаментальней мы смотрим, тем очевидней искусственность обвинений. Ибо суть этих обвинений именно во множественных придирках по мелочам, а отнюдь не в понимании каких-то комплексных, общих болезней, существующих в реальности.

Главная проблема «ответчиков» на антицерковные выпады - смирение вперемешку с обидой. Сначала, памятуя евангельские заповеди, мы терпим, отмалчиваемся.., а потом, когда уровень «троллинга» начинает зашкаливать - взрываемся. Нельзя взрываться. Нельзя выступать защитниками церкви, не имея стальных нервов и мирной рассудительности. Нельзя требовать лютой казни идиоткам, пляшущим в храме. Нельзя отвечать на грубости атеистов такими же грубостями. Будьте ровны, спокойны, и логичны. Чтобы их бред, их невежество («новая инквизиция атакует инакомыслящих, словно в средневековье!!!») - выглядели лишь бредом и невежеством.

Почему-то, некоторые и вовсе считают, что отвечать на критику не надо. Это глупость, я полагаю (особенно, с учетом того, что на практике, отмалчивание часто кончается эмоциональным срывом: выходит так, словно «вам долго было нечего ответить, и вы просто психанули»). Я что-то не припоминаю, разве Христос где-то отмалчивался? Разве он отворачивался от «троллей» с их каверзными вопросами, разве бурчал под нос: «что толку говорить с вражинами.., их уже не спасти, пошли отсюда»? Христос спокойно и рассудительно говорил даже с явными врагами. Апостолы постоянно спорили и дискутировали... Вы с кого пример хотите брать?

Отвечать на критику можно. А в некоторых случаях - даже и нужно. Если вы видите в себе моральные силы и ясное понимание не только объекта защиты, но и методологических принципов такой защиты. Церковь соборная, свободная структура. Здесь у каждого есть право на мнение. Церковь - не светская организация, слово пресс-секретаря которой является определяющим. Мы вместе не несем ответственности за слова и деяния отдельных наших дуралеев. Наше церковное единство никак не связано с отношением к современным явлениям, оно определяется совершенно иными вещами, далекими от логики этого мира. А все остальное, все то, к чему любят привязываться наши противники - это лишь некий «культурный налет», поверхностный, различающийся для разных групп и разных эпох.

Будьте спокойны. Правда на нашей стороне. В конце концов, не мы, а именно «воинствующие атеисты» еще несколько десятилетий назад жесточайше ограничивали в правах даже за самые мелкие проявления религиозности. И никаких претензий к ним мы не выдвигаем, заметьте (при том, что у них хватает маразма вешать на нас аж инквизицию!). Нам оправдываться решительно не за что. Даже если у патриарха найдут золотой унитаз, и тайный гараж с десятком ламборджини. Это наше дело, и наша беда, а совсем не тех, кто не понимает церковь, кто ненавидит её всеми клетками своего тела. 
Разумеется, говорить о недостатках можно. Но помните, недостатки наших людей - это наша, внутренняя проблема. Чтобы говорить о них, надо иметь непосредственное отношение к церкви. Внутрицерковные дела - судимы только по христианским законами. А те, кто пытаются судить по собственной инициативе, порой знают об этом самом христианстве лишь из СМИ и школьных учебников по истории.

Будьте ответственны. Если уж вы беретесь за столь серьезное дело, как миссионерство, как активная апологетика. Каждый новый аргумент, каждый свежий креатив - сначала обсуждайте с умными людьми, сначала проверяйте временем. И только потом начинайте использовать и распространять. Не надо спешить. Когда на нас незаслуженно гавкают, великой глупостью будет просто отбрехиваться в ответ. Будьте умней. Помните, цель любой открытой дискуссии - не переубедить оппонента (это почти невозможно), а произвести на окружающих более благоприятное впечатление, чем оппонент. Не старайтесь «подколоть» противника. Старайтесь быть разумными и добрыми. Положительное отношение к вам - перенесется и на отношение к тем идеям, которые вы защищаете. Помните об этом.

Давайте просто докажем окружающим две простые вещи.
Что мы разумны.
И что мы -  действительно христиане.

Приложение 1 (можно открыть в полный размер):




Всё.

церковь, критика

Previous post Next post
Up