Очередное "потерянное поколение"?

Jul 12, 2017 11:22

Есть у меня одно смутное подозрение, которое уже переросло простой набор разрозненных наблюдений, но еще не добралось до статуса полноценной гипотезы. Подозрение касается современной молодежи. Точнее, соотношений и взаимоотношений её со старшим поколением.

Как известно, при одном лишь взгляде на младое поколение у стариков в любом случае вырывается хрестоматийное «о времена, о нравы!». Это понятно. Молодые всегда кажутся более слабыми, более бестолковыми, более аморальными. «Богатыри - не вы!». Интересно другое - насколько это вечное ворчание отцов на детей обосновано сейчас, в нашем 2017-м году? Тот, кто сейчас окончил школу, служит в армии, завершает учебу в институте - он действительно в чем-то уступает молодежи предыдущих поколений?

Велик соблазн сказать, что да. Уступает. Потому что он вечно торчит в своем смартфоне, горя не знает, изнежен до крайности, да и вообще «они ж на митинги с Навальным ходют!». С редкостной регулярностью популярные публицисты доказывают общественности, что нынешняя молодежь - это жуткая жуть. Беспечные прожигатели жизни. Бессмысленные тусовщики. Безвольные заложники любых манипуляторов. И ничего хорошего нашу страну с таким поколением дальше не ждет.

И вот стою я аккурат между двумя поколениями... По паспорту я пока что ближе к молодежи. По опыту, взглядам, кругу общения (да не примут читатели трезвую самооценку за полное отсутствие скромности!) - я все-таки чуть ближе к «отцам», а не к «детям». Стою где-то посерединке, смотрю налево и направо. Сравниваю. Оцениваю. Отчаянно тужусь, пытаюсь смотреть именно как историк, а не как заинтересованный современник.

Вы-таки не поверите, но сравнение пока что в пользу молодежи. Конечно, сравнение самое поверхностное, сделанное лишь на основании моего личного и весьма скромного опыта. Но вот эти самые юные идиоты с айфонами, тупыми шуточками и раздражающим космополитическим жаргоном - они, кажется, реально лучше. В среднем по палате, разумеется. В среднем, среди них может оказаться больше будущих героев, ученых и поэтов. Не потому, что они более талантливы. Они просто росли в более подходящей среде. У них просто больше возможностей, больше информации, но меньше наивности, чем у детей тихой брежневской эпохи.

Давайте на секунду отвлечемся от несуразных сравнений и вспомним исторический контекст. Как появился в 2017 году нынешний 50-летний мужик? Как появился здесь его 18-летний сынок?

Мужик появился на свет в конце 1960-х. Прекрасная эпоха золотой осени Советского государства - в ней протекло его детство. Пионером он мечтал лететь в космос и строить коммунизм. Когда он стал комсомольцем, то скучный коммунизм уже потихоньку начали заслонять зарубежные рок-группы и модные джинсы. Молодежи всегда хочется чего-то незнакомого и запретного. И вот, когда он уже был совсем взрослым парнем, уже счастливо избегнул Афгана и уже получал диплом инженера в не самом плохом институте - всё вдруг рухнуло.

Столкновение посеянной педагогами доброй детской мечты с подростковым бунтарством закончилось не притиранием одного к другому на пути вливания во взрослую жизнь, как это обычно бывает. Оно закончилось полным крушением привычной реальности. И наш герой, разумеется, активно в этом крушении участвовал. Всё идеально совпало. Всё начало рушиться именно в тот период, когда происходит окончательное становление человеческой личности. Еще совсем недавно в сладких грезах ему представлялись, кхм… джинсы. И вдруг - у него реально появился шанс встретиться с грезами! Стоит только слегка подтолкнуть падающий режим и рвануться навстречу долгожданной мечте о свободе, комфорте, богатстве…

Детские мечты он вспомнил уже где-то в конце 1990-х. После развала страны, после треша и угара всеобщей «свободы», после того, как похоронил несколько близких людей, не сумевших пережить этот кошмар, после потери всех своих сбережений в очередной финансовой пирамиде. Путем опасных проб и ошибок он все-таки отыскал себе более-менее терпимое место в новом капиталистическом мире. Обзавелся семьей, завел ребенка. И понял, что вся его предыдущая жизнь - одна сплошная ошибка. И что живет он в пугающе нестабильной стране, в которой его детей ждет весьма незавидная участь. Тут он увидел по телевизору Путина, удачно изображающего «сильную руку». И сразу побежал за него голосовать, как за последнюю надежду на перемены.

А как проходило взросление его юного отпрыска, родившегося в самом конце 1990-х? Стабильно. Страшные девяностые ему не запомнились по причине крайнего малолетства. Он рос одновременно с экономическим ростом в стране. Технический прогресс тоже не стоял на месте и дарил всё новые и новые возможности. Парень не видел близкой войны, не знал тяжелых лишений. По сути, он повторял путь своего родителя, проделанный в 1960-1980-х годах. Только теперь всё было намного ярче и быстрее.

Но главное - вокруг была свобода. Ему даже как-то трудновато было протестовать против существующего порядка вещей, потому что этот порядок от него ничего не требовал. Простая школьная учеба, неимоверное число развлечений, легкий официальный патриотизм и миллион альтернативных мнений в информационном пространстве, элементарное убегание от армии в институт и продолжение беззаботного детства. Никто не заставлял славить вождей, носить красный галстук и ездить в колхоз на картошку. Количество возможностей превышало все мыслимые пределы. Ты можешь быстренько подзаработать денег и сгонять за рубеж. Можешь попробовать себя в творчестве или бизнесе. Можешь пойти повоевать. Можешь просто тупить перед монитором, временами изображая студента. Выбирать только тебе.

Но молодежная пассионарность не может улетучиться только из-за того, что вокруг тепличная среда и всё дозволено. Нормальный парень все равно должен хотеть странного. Хотеть такого, чего он не может достать, просто протянув руку. Изменить этот мир. Просто взять и изменить мир. Конечно, на пути к этой цели, 90% пассионарных юношей в любом случае быстро устанут и вернутся на уютный домашний диван - они бы сделали это в любую эпоху. Еще несколько процентов в силу недалекого ума либо излишней впечатлительности потратят свои лучшие годы на всякую модную ерунду (типа борьбы за права сексуальных извращенцев на навязчивую уличную рекламу). А вот у остальных - шансы на грандиозные прорывы как никогда велики.

Это удивительное поколение. Первое в нашей истории поколение, выросшее в настолько стабильной, настолько сытой и настолько свободной стране. Первое поколение, обладающее столь большим количеством лишнего времени и быстрым доступом к такому большому количеству информации. Это очень и очень неплохой задел. С учетом того, что на дворе нет ничего, даже отдаленно напоминающего конец 1980-х - есть все шансы, что задел удастся реализовать. Метания позднего советского юноши упирались в сотни стен, и в итоге они превратились в ненависть к стенам. Метания современного молодого человека - это метания между множеством открытых дорог. По этим дорогам бывает трудно идти. Подчас трудней, чем было его отцу. Но зато на 99,9% современных дорог не стоит мужик с красным флагом и не подгоняет пинками в нужную (как ему кажется) сторону. При всем моем уважении к былой советской эпохе - это очевидное преимущество эпохи нынешней.

Впрочем, некоторые и сейчас пытаются «стоять с флагом и подгонять». А зря. С этим поколением старые методы уже точно не сработают. Всем «отцам», которые свято верят, что молодежь у нас совершенно безобразная и мечтают говорить с ней только на языке запретов, я советую почаще оглядываться назад. На собственную жизнь. Это ваше поколение разрушало страну. Это ваше поколение ввергло нас в кошмар 1990-х, дружно ломанувшись навстречу волшебной свободе. Это вы променяли детские мечты о светлом будущем на личное обогащение, на дорогие сосиски и крутую тачку. И никакие запреты не помогли. Да как вообще можно думать после такого, что бывают поколения, которые хуже вашего? Может, где-то и бывают, конечно. Но точно не сегодня и не в нашей стране.

Сосиски и тачки стали слишком доступны, чтобы быть главной мечтой нынешней «передовой молодежи». И я уже вполне ощутимо наблюдаю, что мечты самых мыслящих и самых активных уже сейчас начинают двигаться в направлении тех вещей, которые за деньги не купишь. И даже одно это уже выгодно отличает современного передового студента от его собрата конца 1980-х. Его уже намного меньше волнуют джинсы. Он уже всё чаще хочет чего-то большего, чем простые материальные блага для личного пользования.

Теперь дело осталось за малым. Надо сделать так, чтобы теоретически высокие цели, которые начинают понемногу захватывать новое «путинское поколение» - на практике не оказались разрушительными (как это уже дважды бывало в нашей истории). Но для этого не очередные стенки городить надо, а строить новые дороги. Неумолимо растущей энергии не нужен конденсатор, это чревато. Ей нужен выход. Много выходов.

мысли вслух, молодежь, мировоззрение, общество, серьезное, СССР, будущее, педагогическое, наблюдения, Россия

Previous post Next post
Up