Социальные эффекты христианского мировоззрения

Apr 14, 2017 20:08

Когда разные нео-протестантские, около-протестантские и псевдо-протестантские проповедники пытаются завлечь в свои секточки нашу молодежь, они нередко подходят с довольно неожиданной стороны, вовсе даже не религиозной. Неоднократно доводилось слушать и читать в их брошюрках прогоны на тему: «как я стал успешным благодаря своей вере». Прогоны, конечно, чисто лозунговые, на уровне «аллилуйя, Бог любит меня!», «аллилуйя, я познал Бога, и теперь мой бизнес стал вдвое прибыльней!». Для нашего менталитета это кажется какой-то дикарской профанацией. Но им нравится. Как известно, протестантизм вообще изначально рос в тесной связке с предпринимательством.

Но вот, как-то на днях я и сам задумался на эту тему. Есть ли какие-то реальные «светские преимущества» у религиозного сознания? За все религии говорить сложно... Но если вести речь о нашем православном христианстве? Про «вредоносное и разлагающее» действие христианских убеждений нам уже все уши прожужжали и передовые воинствующие атеисты, и отсталые язычники-реконструкторы. Дескать, «рабская религия». Дескать, приучает «не думать, а слепо верить». И прочее такое. Но вот как оно на деле обстоит, если попытаться посмотреть не глазами противников, а как бы со стороны, непредвзятым взглядом?

Вероятно, на деле всё обстоит... по-разному. Христианство слишком многопланово, а люди обладают слишком разными характерами и склонностями. В итоге, влияние религиозных убеждений на повседневную деятельность разных людей может отличаться кардинальным образом. Кто-то и впрямь проявляет в этой связи лишь тупой фанатизм и агрессивно реагирует на любых оппонентов. А кто-то, благодаря приходу к вере, с головой уходит в дела милосердия и являет собой пример истинной доброты и человечности. В общем, верх наивности - полагать, что обращение в христианство автоматически превращает большую часть обращенных в ангелов либо в глупцов. У всех всё проходит совершенно разными путями, и чтобы описать хотя бы самые основные пути - нужно многотомное научное издание и многолетний труд орды психологов и социологов. Но некоторые более-менее распространенные нюансы, все-таки, выделить можно. Навскидку, по личному опыту.

Если говорить лично про меня, то здесь религиозное влияние было однозначно позитивным. Уже начиная со средней школы, я вполне могу считать себя носителем христианского мировоззрения. Правда, нельзя сказать, что это мировоззрение сделало меня, например, сильно добрей к окружающим (подозреваю, будь я убежденным агностиком, в моральном плане это почти ничего бы во мне не изменило). «Позитивный светский эффект» тут наблюдается совсем в другом. В навыках постоянного самоограничения и в «памяти смертной». Этих двух вещей я наверняка счастливо избежал бы, если б оказался в лагере атеистов или агностиков. Но тогда жизнь получилась бы совсем иной. Куда как менее насыщенной и куда как более мучительной.

Готовность к ограничению своих желаний ради отвлеченных целей - это вообще великая вещь. Если б можно было её вколоть всем новорожденным вместе с прививкой от коклюша, то наш мир изменился бы до неузнаваемости. Причем, в положительную сторону. Как спорт закаляет тело, так и христианская традиция закаляет волю. Хочешь нажраться от пуза - нельзя. Хочешь нахамить тупой тетке-вахтерше - нельзя. Хочешь дать взятку, чтоб отвязаться от вредного гаишника - нельзя. Миллион привычных вещей, которые все ежедневно делают и спокойно потом живут. А тебе нельзя.

Это постоянное противоборство с собственными хотелками в итоге дает свои плоды. Легче переносятся случайные невзгоды. Меньше переживаешь из-за упущенной личной выгоды. Упорней работаешь в трудных условиях. И в какой-то момент ловишь себя на мысли, что в очередной ситуации, когда 99% окружающих поступают так, как и положено поступать высшим приматам (то есть, по-свински) - ты вполне можешь вести себя по-человечески, не предпринимая для этого никаких особенных волевых усилий, не мучаясь внутренним диалогом на вечную тему: «а может ну его, зачем напрягаться». Ловишь себя на мысли... и тут же думашь - упс, самомнение полезло, гордыня, и всё такое. Тоже нельзя. :)

С постоянной памятью о смерти - всё уже не так просто, наверное. Может, у кого-то ежедневное воспоминание о конечности собственного бытия даже способно вызывать тяжелые психические травмы, не знаю. Но, опять же, если говорить только про мой личный опыт, то эффект от этого поощряемого в христианстве образа мысли - сплошь позитивный. Благодаря «памяти смертной», рано вырабатывается привычка постоянно задумываться о целесообразности своих действий. Ради чего это? Принесет ли это какую-то пользу? В итоге, получается намного меньше унылого тупежа и намного больше конструктивной деятельности (в том числе, и общественно-полезной). Когда постоянно помнишь о последней дате, то неосознанно стремишься к тому, чтобы эта коротенькая жизнь оказалась чем-то более значительным, чем тире между датами на могильной плите.

Безусловно, перечисленные «позитивные эффекты» можно найти не только в христианском мышлении. Согласно историческим источникам, японским самураям тоже рекомендовалось постоянно думать о смерти, и даже периодически представлять, как твое тело разрубает меч и пронзают стрелы. А уж сколько аскезы, сколько самоотречения ради высших целей мы можем видеть у "строителей коммунизма" в первые десятилетия Советского Союза…

Однако мы не самураи, да и с коммунизмом в итоге как-то не сложилось (а самоотречение ради «великих строек капитализма», прямо скажем, маловероятная вещь). Православная же религиозность в народе всё еще теплится (пусть и не так широко, как порой любят заявлять наши иерархи). И ее позитивные социальные эффекты нельзя недооценивать.

личное, социальное, мировоззрение, христианство, религия

Previous post Next post
Up