Мне нравится идея сегодняшнего праздника. Более того, я считают его единственным достойным памятным днем из всей плеяды бестолковых новодельных дат, типа «Дня конституции» или «Дня России».
Это хорошо, что хотя бы раз в году появляется всеобщий повод вспомнить о том, что мы все в одной лодке. Что мы являемся не только хаотическим набором субъектов с изрядным разнообразием тараканов в головах, но еще и одним народом. Есть такая штука - «народ». И эта штука устроена таким образом, что всякая непримиримая вражда внутри неё - оборачивается в итоге против каждого из нас.
Когда в огромном сообществе присутствуют социалисты и капиталисты, оппозиционеры и лоялисты, верующие и атеисты, националисты и либералы, экологи и техно-фетишисты - это означает, что сообщество обладает необходимым разнообразием для постоянного диалога, для внутреннего движения и развития. Это полезно. Но когда все эти многочисленные оппоненты стремятся лишь перегрызть друг другу глотки, наплевав на интересы всего сообщества - это уже смертельно опасно для всех.
Причем, если ожесточение в дискуссиях на тему нашего будущего и будущего наших детей - еще можно хоть как-то понять (ибо тема «как нам жить дальше» - это тема абсолютно насущная и затрагивающая интересы каждого гражданина), то понять тех, кто свирепствует на тему нашего прошлого, решительно невозможно. Прошлое прошло. Его невозможно вернуть, ибо невозможно вернуть те условия, в которых тогда находилось человечество. Оно никак не влияет на настоящее, если мы сами не выдергиваем из контекста былых эпох какие-то темы и не пытаемся искусственным путем втиснуть их в спектр современных проблем.
В этой связи, раскрученная на днях история с г-жой Поклонской - это идеальный образец маразма. Для нашей с вами реальности совершенно не важно, что кто-то приравнивает Ленина к Гитлеру, Сталина к Пиночету, или Горбачева к Людовику XIV. Если кому- то кажется, что один лидер государства был ангелочком, а второй - исчадием ада, то это говорит лишь о том, что этот человек крайне далек от исторической науки. Можно посочувствовать необразованности, и не более того. Не было в нашей истории никаких идеальных вождей и никаких идеальных эпох. Не-бы-ло. Но это никак не отменяет того факта, что все вожди и все эпохи - это одинаково наша история. Которую можно сколь угодно обсуждать и оценивать, но при этом не проецируя субъективные и непрофессиональные оценки на наши взаимоотношения в настоящем. Какой бы повод не подвернулся, всё равно, устраивать побоища между «красными» и «белыми» спустя почти столетие после Гражданской войны - глупость несусветная.
Хотелось бы напомнить и еще один немаловажный нюанс. Великая Смута начала XVII (к завершению которой, как раз, и привязан нынешний праздник) памятна не только тем, что люди сумели самоорганизоваться, объединиться и преодолеть внутренние распри в тяжелейших условиях крушения государственности. Это еще и напоминание о том, что случается, когда элиты и массы так увлекаются яркими ролевыми играми, что напрочь забывают о том, что государство - это сложнейший и тончайший механизм, который не допускает вольного обращения и не прощает необдуманных вмешательств.
Нельзя просто убить «неправильного» царя и побежать на поклон к «правильному». Нельзя просто раздавать свои города и полномочия иностранцам за помощь в решении проблем. Нельзя просто идти войной на своих сограждан за то, что они придерживаются других взглядов. Любые подобные действия, рано или поздно, возвращаются страшным бумерангом. И с каждым шагом становится только хуже.
Наверное, если бы во времена славной студенческо-аспирантской юности я бы озвучил своему научному руководителю такую смелую интерпретацию тех событий, он бы сурово покарал меня за «поверхностную беллетристику» (с). Но здесь интернет, здесь можно… Так вот, рискну предположить, что Смута - это еще и первая наша полноценная попытка «сделать европейский выбор». Элитарные группки, которые были готовы до последнего поддерживать ополяченного самозванца-католика. Упорные попытки утвердить иноземного королевича на московском престоле. Массовый сговор с иностранными оккупантами.
Речь Посполитая манила русскую элиту своими демократическими порядками. Напомню, это была совсем не та «всеобщая либеральная демократия», к которой мы нынче привыкли. Польская модель того времени - это бесконтрольная власть небольшой дворянской верхушки и минимальные государственные инструменты для сдерживания их произвола. И нашим хотелось так же. Чтоб можно было с легкостью рубать саблей непокорных, чтоб не держать ответ перед царем. Но в итоге, попытка одним махом превратиться в волшебно-демократическую и свободную польскую подстилку европейскую страну - обернулась толпами бандитствующего сброда со всех концов Европы, многолетней кровавой резней, потерей огромных территорий и прочими радостями. Это сейчас мы уже знаем, что подобный итог закономерен. А тогда, приобщение к западным ценностям было еще в новинку.
Стоило влиятельным лицам лишь единожды поставить свою навязчивую идею выше единства и безопасности страны - и всё полетело в тартарары. Они ведь поначалу всего-то хотели, чтоб был новый справедливый царь, чтоб каждой кухарке всякому боярину власти побольше, чтоб золотые вольности в польском духе, и всё такое. Но итог оказался весьма печальным... И тут сам собой напрашивается вопрос. А чем, собственно, отличаются от тех зажравшихся элитариев наши нынешние радикальные коммунисты, монархисты, западники, националисты и т. д.? Чем отличаются те, кто готовы и сейчас не считаться с общими потерями ради установления того порядка вещей, который больше соответствует их личным культурным установкам или практической выгоде? Да ничем. Такие же мерзавцы, не видящие дальше собственного носа.
Единство народа и стабильность государства - превыше всего. Это не исключает всего остального. Это не исключает (как некоторым почему-то кажется) личных прав и свобод, разнообразия взглядов, экономического и технологического развития, достижений в области науки и культуры. Скорее наоборот - это единственно возможная почва для всякой свободы и всякого развития. Единого мира (к сожалению, или к счастью) не существует. И посему, наша жизнь напрямую зависит от единства той части мира, которую покрывает наш народ.