Несколько лет тому назад мне довелось наблюдать небольшой эпизод, в реальность которого я бы тогда просто не поверил, если бы не увидел всё собственными глазами. Ближнее Подмосковье, разгар лета. Медленно ползем в автобусе вдоль бесконечных коттеджных и дачных поселков, изредка сменяемых полями и перелесками. На соседнем кресле сидит женщина с малышом лет трех-четырех.
Внезапно ребенок резко оживляется и тычет пальчиком в стекло. "Мама, смотри скорей, там какой-то большой зверь!!!"
Быстро поворачиваю голову в сторону окна. Вдоль обочины бредет самая банальная чумазая корова...
Тогда это произвело на меня сильное впечатление. Насколько же городским и насколько запущенным должен быть мальчик, чтобы в таком возрасте приходить в дикое удивление от коровы, и даже не понимать, что это за странное животное ходит около дороги... Но теперь я бы даже не удивился. Всё дело в том, что теперь я достаточно плотно познакомился с современной литературой для детей 1-5 лет. О текстах пока умолчу. Мне хватило картинок.
Знакомьтесь, это волк:
Да-да, вы не ошиблись. У волка во рту - классические увеличенные резцы, при явном отсутствии сколь-нибудь заметных клыков. Обычный такой волк-грызун, ничего особенного. "Я художник, я так вижу" (с).
Найдется ли в российских мегаполисах хоть один зрячий человек, который не видал птицу-синицу? Наверное, нет. Но авторы иллюстраций к детским книгам, судя по всему, не склонны смотреть по сторонам. Они ориентируются по созвучию слов, словно Задорнов и Фоменко. Синица - значит синяя, и так очевидно же:
На этом фоне даже как-то меркнет импровизированный квест из букваря: "отличи кошку от лисы", и прочие подобные мелочи.
В общем, это весьма наглядный пример того, зачем нужно комплексное среднее образование... Тех, кто выражается в стиле: "так он же художником будет, зачем ему эта биология (физика, история, и т. д.)" - хочется бить. Розгами. А пока что, приходится знакомить ребенка с окружающей природой с помощью фотографий и наблюдений за реальными объектами животного мира. Чтоб не вырос таким же креативным невеждой, как авторы этих незабываемых шедевров.