Уже целую неделю мучаю друзей и родственников одним и тем же вопросом. Для себя я довольно давно сформулировал все основные ответы. Но в последнее время что-то разгорелся жгучий интерес к изучению массовых представлений по этой теме. Оказалось, представления эти довольно разнообразны, а порой - даже неожиданны.
Так вот… Если бы у вас возникла
(
Read more... )
Comments 18
Прогресс через исчерпание базового экономического ресурса.
Неолит. Базовый ресурс - естественные биоценозы.
Традиционная фаза. Базовый ресурс - земля сельскохозяйственного назначения.
Индустриальная фаза. Базовый ресурс - капитал.
Reply
Reply
Reply
Начал бы века с 15-го. Подъем Европы, развитие книгопечатания, огнестрельного оружия, мореплавания.
Затем можно излагать историю соперничества крупных государств. Те из них, кто оставались на дистанции, неизбежно усложнялись, модернизировались.
В общем, связка экономика - техника и наука - военные технологии - управленческие технологии.
После того, как они хорошо усвоят этот материал, можно, (опционально, в старших классах), разрешить им ознакомиться с существующей реконструкцией истории предыдущих тысячелетий. Надеюсь, на этом уровне у них уже будет достаточно опыта и критического мышления.
Reply
Reply
Простейший пример: случилось сражение. Если мы располагаем данными о составе противников, хотя бы в разбивке по полкам - оценка численности противоборствующих сторон хоть на чем-то основана (учитывая, разумеется, что реальная численность каждого из полков есть величина динамическая). Если мы располагаем лишь летописным сообщением - мы или можем согласиться с цифрой летописца (зачастую фантастической), или вынуждены производить умозрительную реконструкцию событий (и в этой реконструкции мы также не застрахованы от ошибок).
Reply
Условно говоря, на таких масштабах значимым является наступление "эпохи эллинизма", благодаря победам военной машины Александра Македонского. Но с каким именно соотношением он выигрывал конкретную битву - не принципиально. Это крайне узкий кабинетный вопрос, который имеет исчезающе малое практическое значение. Вот в новейшей истории мелкие детали намного важней, ибо они уже намного больше похоже на детали нашей реальности, и потому - могут иметь принципиальную пользу в плане "учиться на примерах прошлого". Учиться же на примерах македонян - довольно затруднительно. Совершенно иная эпоха, иное мышление, иные условия и цели.
Reply
Reply
Но в истории слишком много всякого, что не объясняется через эту "дарвинистскую" схему. Почему наша страна совершила мощнейший технологический скачок в 1920-30-х годах? Почему гитлеровская Германия решилась воевать сразу против большинства сильнейших стран мира? Почему СССР развалился? Тут явно нужны какие-то еще движущие силы...
Reply
И к тому же, классики заявляли же, что "идея, овладевшая массами, становится движущей силой истории".
Ну да, они тоже были дарвинистами. кудыж им деваться.
Не принимайте слишком серьёзно, я-то не дарвинист)))
Reply
Reply
Две обезьянки Брейгеля
Приснился мне сон про экзамен на зрелость:
две обезьянки на окне, прикованные цепью,
за окном летит небо
и купается море,
Сдаю я историю человечества.
Заикаюсь, плаваю
Одна глядит на меня иронично, со вниманием,
другая будто дремлет -
и когда за вопросом настает тишина,
подсказывает мне
цепи тихим бряцанием.
Reply
Leave a comment