В новостях из области науки и высоких технологий с каждым годом попадается всё больше и больше упоминаний о мелких прорывах и эпических проектах, касающихся нейронных сетей, нейрокомпьютерных интерфейсов, искусственного интеллекта и прочего подобного. Ещё совсем недавно такие вещи, как мозг и мышление казались одной большой загадкой. А сейчас - то квадрокоптером пытаются рулить «силой человеческой мысли», то лабораторную крыску контролировать с компа, с помощью вживлённых в мозг электродов. Мы всё быстрей и быстрей подбираемся к познанию человеческого разума и даже к способности с ним манипулировать.
Основные цели, к которым человек стремится на этом пути, уже давно понятны. Первое - создание искусственного интеллекта, равного или превосходящего человеческий интеллект и способного решать задачи, которые нам бывают не под силу. Второе - развязка человека с его телом, этакое «цифровое бессмертие», позволяющее личности скакать с носителя на носитель и даже создавать копии самого себя (в разных биологических телах, или на разных «флешках»).
И если с «промежуточными полезностями» (типа мысленного управления сложным оборудованием, или протезов, которые столь же удобны в управлении, как и реальная рука или нога) - всё более-менее очевидно, то с вышеуказанными «основными целями», как мне представляется, дело обстоит не столь однозначно. Помимо возможной пользы, от них может быть ещё и реальный вред. Даже не просто какой-то мелкий «вред», но и поистине катастрофические последствия.
Давайте вспомним, что такое человеческий мозг. Считается, что в конечном счёте, это лишь огромная нейронная сеть. Множество элементарных микропроцессоров, которые, благодаря огромному количеству связей между ними, складываются в единый суперкомпьютер, способный выполнять удивительно трудные задачи. Современные исследования в области искусственных нейронных сетей уже дошли до стадии рабочих технологий (например, технология распознавания лиц). То есть, человек уже неплохо понимает, как работает такая система. И это понимание растет день ото дня.
Чтобы нейронная сеть смогла функционировать хоть в каком-то качестве, её вначале требуется «обучить». Если привести пример с уже упомянутым распознаванием лиц, то для начала придётся закинуть через принимающие нейроны множество изображений человеческих физиономий, на основе которых сеть постепенно определит те признаки, которые встречаются у каждого. По итогам этого «обучения», можно считать, что сеть получила «понимание» того, что такое «лицо человека». Теперь, она спокойно будет классифицировать новые входящие изображения по уже «выученным» характерным признакам, и легко отличит лицо от кактуса.
Если перенести всё это на масштабы целого мозга, то мы получим следующий принцип: «мозг - это то, чему он научился» (плюс эмерджентные эффекты, конечно). Вся эта огромная нейронная сеть в нашей голове не может работать как мыслящий аппарат, если сначала не получит достаточного числа входящих сигналов. Чтобы что-то анализировать и классифицировать - вначале нужно получить определенное обучение. И то, как именно я буду мыслить - зависит от того, какое именно обучение я получу. Что именно придёт на мои принимающие нейроны.
Наверняка все слышали про феномен «детей-маугли». Если ребенок в самом раннем возрасте попадает в звериную стаю, то в итоге он вырастает в существо, по своим повадкам и желаниям похожее на зверя, а не на человека. Какими были входящие «сигналы» - таким человек и вырос.
Характерно, что
новейшие исследования в области сравнения человеческого мозга и мозга человекообразных обезьян показали, что эффекту «мозг - это то, что он потребляет» более всего подвержен именно человек. Мозговые структуры у обезьян преимущественно наследуются. Мозговые структуры человека преимущественно развиваются. То есть, мы отличаемся от зверушки именно тем, что на протяжении всей жизни происходит изменение и развитие наших внутренних характеристик, нашего мышления. И это развитие напрямую зависит от тех входящих сигналов, что получает наша нейронная сеть.
Запахи и звуки, люди и пейзажи, сложные сюжеты и простые гормональные всплески - всё это сливается в причудливый коктейль, и в сумме своей образует привычного человека. Кстати, про это стоит вспоминать всякий раз, когда мы касаемся вопросов образования или массовой информации. Любая ошибка и шутка, любая глупость и гадость не только воспринимается и обрабатывается рациональной мыслью слушателя или читателя. Она ещё и становится одним из кирпичиков, формирующих мышление человека. И если вы привыкли сеять лишь ругань и склоки, нагнетать противоречия и заострять углы, то не удивляйтесь потом, когда один из заостренных углов вдруг пронзит вас насквозь. Причем, пронзит уже не в информационном пространстве, а в нашем с вами реальном мире. Вы создали злого человека и злой человек настиг вас.
Вернемся к теме искусственного интеллекта и человеческого разума, скопированного, условно говоря, «в компьютер». Будет ли этот цифровой объект «человеком»? Очевидно, что отрезанная голова, подключенная к искусственным органам кровообращения, насыщения кислородом и т. д. - человеком все-таки останется. Пусть недееспособным, но человеком. А вот изолированная цифровая модель мозга?
Вот здесь лично у меня есть некоторые сомнения. Из-за тех самых «входящих сигналов», которые всё определяют. То есть, некую моментальную фотографию нашей нейронной сети, наверное, можно «скинуть на флешку». Но разум, который продолжает функционировать и развиваться, находясь при этом отдельно от человеческого тела - довольно быстро станет чем-то ещё. Чем-то нечеловеческим. Он будет получать совершенно иные входящие сигналы в совсем нечеловеческой форме и по абсолютно непривычным каналам. И это определит его дальнейшее развитие.
Почти каждый, кому приходилось иметь дело с тяжело больным родственником, потерявшим многие привычные функции и прикованным к кровати, наверняка замечал, что мышление такого человека заметно меняется. Да что там говорить о тяжелых инвалидах! Здоровые молодые ребята под действием пропаганды и общественного давления перерождаются буквально за считанные месяцы! Едва ли не вчера он мирно сажал картошку и подумывал о женитьбе, а завтра он уже помчится на Донбасс, чтобы убивать ненавистных «ватников» и «колорадов».
Если простая смена политической атмосферы настолько меняет мысли и цели людей, то представьте себе, насколько изменится разум, который вообще будет перемещён вовне всех привычных ориентиров! Нет человеческих органов восприятия, нет источников эмоций, нет сна и пищи, нет социального окружения… Что это будет за существо и как оно будет себя воспринимать - я не знаю. Но едва ли стоит удивляться, если это непонятное нечто со временем вдруг захочет уничтожить всех жалких людишек, или что-то в этом роде. Впрочем, подобные сюжеты уже сто раз описаны в научной фантастике...
Конечно, тут можно надеяться на государственное регулирование всех подобных технологий. Смогли же мы подчинить голосу разума свои атомные достижения. Уже много десятилетий на планете Земля находится солидный ядерный арсенал, и никто не спешит его использовать. Увы, биотехнология - это не бомба. Бомба может поменять лишь военно-политический расклад, но она не меняет разум своего владельца.
Очевидно, что доступ к технологиям типа «цифрового бессмертия» первыми получат элиты. И весьма вероятно, что они воспользуются ими ещё до того, как все будет детально исследовано и ограждено правовыми рамками. Ибо жажда жизни сильней любых опасений. Что начнется после этого - представить уже довольно трудно…
Остается лишь надеяться, что те лидеры, которые окажутся у власти к моменту, когда станет теоретически возможным «оцифровать» человеческий мозг или создать его искусственный аналог - найдут в себе достаточно сил, чтобы сразу наложить на эту сферу определенную систему ограничений. Например, законодательно закрепить непременную задержку в несколько десятилетий между готовностью революционной "мозговой" технологии и возможностью использовать её за пределами исследовательской лаборатории, в практических и массовых целях.
Человек может и должен познавать свой мир и конструировать в этом мире новые формы. Но есть единственное, с чем нельзя играть совершенно свободно и бесконтрольно - это сама человеческая сущность. Как бы ни хотелось кому-то в трансгуманистическом угаре поскорей соорудить более продвинутого «постчеловека»… Во всем, что касается нашего мозга - нужна максимальная осторожность и даже некоторая медлительность. Чтобы в один прекрасный момент не выяснилось, что «постчеловек» содержит медленно и неумолимо растущий дефект, а вернуться к обычному человеку уже невозможно...