4338-ой год

Jun 14, 2015 18:20

Сегодня разгребал свою ненаглядную библиотеку и наткнулся на книжечку "Сильфида" - сборник дореволюционной фантастики, отпечатанный в 1980-е годы. А в нём - на недописанный роман В. Одоевского "4338-ой год". Удивительная вещь, доложу я вам! Не понимаю, почему я не прочитал это раньше.

Роман написан в 1835 году, когда только-только первые паровозы появлялись. Поэтому, мимо цели автор промахнулся изрядно, явно недооценивая ускорение технического прогресса. Ему надо было на 250 лет предсказывать, а не на 2500, тогда было бы прямо в точку. Но всё равно, это произведение потрясает! Причем, как и угаданными элементами будущего, так и феерическим набором из неверно предсказанных элементов.

Основными державами Земли будущего у Одоевского являются Китай (1835 год на дворе, повторяю!) и Россия. Также, упоминаются американцы. Причем, упоминаются не в самом  положительном ключе... Развито воздухоплавание. Москва и Питер слились в один мегаполис. Рассказ ведется от лица китайского гражданина, прилетевшего в Россию. Впрочем, что тут пересказывать... это просто цитировать надо!

"Наконец я в центре русского полушария и всемирного просвещения; пишу к тебе, сидя в прекрасном доме, на выпуклой крышке которого огромными хрустальными буквами изображено: Гостиница для прилетающих."

"Конечно, наше правительство поступило основательно, запретив плавание по воздуху; в состоянии нашего просвещения еще рано было нам и помышлять об этом; несчастные случаи, стоившие жизни десяткам тысяч людей, доказывают необходимость решительной меры, принятой нашим правительством. Но в России совсем другое; если бы ты видел, с какою усмешкою русские выслушали мои опасения, мои вопросы о предосторожностях... они меня не понимали! Они так верят в силу науки и в собственную бодрость духа, что для них летать по воздуху то же, что нам ездить по железной дороге."

"Смотря на все меня окружающее, я часто спрашиваю самого себя, что было бы с нами, если б за 500 лет перед сим не родился наш великий Хун-Гин, который пробудил наконец Китай от его векового усыпления или, лучше сказать, мертвого застоя; если б он не уничтожил следов наших древних, ребяческих наук, не заменил наш фетишизм истинною верою, не ввел нас в общее семейство образованных народов?

Мы, без шуток, сделались бы теперь похожими на этих одичавших американцев, которые, за недостатком других спекуляций, продают свои города с публичного торгу, потом приходят к нам грабить, и против которых мы одни в целом мире должны содержать войско. Ужас подумать, что не более двухсот лет, как воздухоплавание у нас вошло во всеобщее употребление, и что лишь победы русских над нами научили нас сему искусству!

А всему виною была эта закоснелость, в которой наши поэты еще и теперь находят что-то поэтическое. Конечно, мы, китайцы, ныне ударились в противоположную крайность -- в безотчетное подражание иноземцам; все у нас на русский манер: и платье, и обычаи, и литература; одного у нас нет -- русской сметливости, но и ее приобретем со временем."



Вот это вообще шедевр:

"Между тем, пока мы занимались рассмотрением сего памятника древности, в зале собрались члены Академии Наук. Вышедши наверх к нашему аеростату, мы увидели на ближней платформе толпу людей, которые громко кричали, махали руками и, кажется, бранились.

"Что это такое?" -- спросил я у Хартина.
"О, не спрашивайте лучше, -- отвечал Хартин, -- эта толпа -- одно из самых странных явлений нашего века. В нашем полушарии просвещение распространилось до низших степеней; оттого многие люди, которые едва годны быть простыми ремесленниками, объявляют притязание на ученость и литераторство; эти люди почти каждый день собираются у передней нашей Академии, куда, разумеется, им двери затворены, и своим криком стараются обратить внимание проходящих.

Они до сих пор не могли постичь, отчего наши ученые гнушаются их сообществом, и в досаде принялись их передразнивать, завели также нечто похожее на науку и на литературу; но, чуждые благородных побуждений истинного ученого, они обратили и ту и другую в род ремесла: один лепит нелепости, другой хвалит, третий продает, кто больше продаст -- тот у них и великий человек; от беспрестанных денежных сделок у них беспрестанные ссоры <...>.

"Скажите, -- спросил я, -- откуда могли взяться такие люди в русском благословенном царстве?"
"Они большею частию пришельцы из разных стран света; незнакомые с русским духом, они чужды и любви к русскому просвещению: им бы только нажиться, -- а Россия богата. В древности такого рода людей не существовало, по крайней мере об них не сохранилось никакого предания. Один мой знакомый, занимающийся сравнительною антропологиею, полагает, что этого рода люди происходят по прямой линии от кулашных бойцов, некогда существовавших в Европе. Что делать! Эти люди -- темная сторона нашего века; надобно надеяться, что с большим распространением просвещения исчезнут и эти пятна на русском солнце".

Гы-гы-гы:

"Англичане продают свои острова с публичного торга, Россия покупает."

Насчет формата освоения космоса - очень хорошая догадка, всё в точку:

"Hашли способ сообщения с Луною: она необитаема и служит только источником снабжения Земли разными житейскими потребностями, чем отвращается гибель, грозящая земле по причине ее огромного народонаселения. Эти экспедиции чрезвычайно опасны, опаснее, нежели прежние экспедиции вокруг света; на эти экспедиции единственно употребляется войско. Путешественники берут с собой разные газы для составления воздуха, которого нет на Луне."

Один шаг до "трансгуманизма":

"Человечество достигает того сознания, что природный организм человека не способен к тем отправлениям, которых требует умственное развитие; что, словом, оказывается несостоятельность орудий человека в сравнении с тою целию, мысль о которой выработалась умственною деятельностию. Этою невозможностью достижения умственной цели, этою несоразмерностью человеческих средств с целию наводится на все человечество безнадежное уныние -- человечество в своем общем составе занемогает предсмертною болезнию."

Хотите чего-то более приземлённого и практического? Пожалуйста!
Вот современная читалка, например:

"...книги, в которой посредством машины изменяются буквы в несколько книг."

Телефон (1835 год, напоминаю снова!):

"Типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек; переписка заменится электрическим разговором."

Поисковик:

"...приискана математическая формула для того, чтобы в огромной книге нападать именно на ту страницу, которая нужна."

Соцсети:

"Во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства, издаются подобные газеты; ими заменяется обыкновенная переписка. Обязанность издавать такой журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на столового дворецкого. Это делается очень просто: каждый раз, получив приказание от хозяев, он записывает все ему сказанное, потом в камер-обскуру снимает нужное число экземпляров и рассылает их по знакомым. В этой газете помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения; когда же бывает зов на обед, то и le menu. Сверх того, для сношений в непредвиденном случае между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом."

И т д.

В какой-то момент я даже пожалел, что не являюсь специалистом по первой половине XIX века, и не могу смотреть на это произведение глазами читателя-современника. Но даже если примерно представить себе знания и образ мыслей человека 1830-х годов... Это очень крутая вещь.

В общем, кто не читал - рекомендую! В электронном виде книга есть вот здесь, магнетический телеграф вам в помощь. :)

P.S. А вот если бы вы оказались на месте "современного Одоевского" - как бы обрисовали наше будущее, чтобы хоть немного угадать по технологиям и геополитике? Пусть не на два столетия вперёд, а хотя бы на конец XXI века? . Если у вас были какие-то свои заметочки футорологического характера - киньте ссылочку, охота почитать!

будущее, цитаты, личное, книги, жизнь

Previous post Next post
Up