Навеяно заявлениями представителей Правого Сектора о том, что главный враг Украины - Россия, и о том, что украинцы должны освобождать от москалей свои "исконные земли" вплоть до Воронежа и Ростова.
Более 1000 лет назад. Древняя Русь.
Первое четко фиксируемое восточно-славянское государственное образование. Ведущие центры: Новгород, Киев, Полоцк, Смоленск, Ростов, Чернигов, Рязань, и т. д. Колонизация в нескольких направлениях. Активная миграция в северные районы, подальше от опасной Степи. Постепенное деление на княжества, границы которых никак не связаны с современными границами. Например, Черниговское было так сильно вытянуто, что одновременно располагалось и на территории нынешней Киевской области, и на территории нынешней Московской области. Простой и понятный намёк на то, как надо жить и где чьи исторические корни...
В культурном плане, отдельные регионы отличаются крайне незначительно. Естественно, в Новгороде найдутся отдельные традиции и диалекты, которые не близки рязанцам, а в Ростове можно увидеть что-то, не очень характерное для Чернигова. Но это мелочи, и говорить о разделении на какие-то "отдельные народы" тут просто невозможно. Это всё одна и та же большая и разнообразная Русская Земля. Все её жители считают себя одинаково русскими.
Важнейший момент: принятие христианства в конце 900-х годов. То, что христианство пришло на Русь в виде Восточной традиции - предопределило развитие общей национальной культуры. Если на Западе с принятием христианства на сотни лет воцарилась латинская унификация религии, культуры и мысли, то православное христианство вполне допускало службы и книги на национальных языках. Следовательно, все культурное развитие шло оригинальными путями, за счет синтеза уникально-русского и обще-христианского.
800-600 лет назад. Первый разрыв.
Монгольское нашествие в XIII веке не просто нанесло огромный ущерб большинству русских земель. Оно еще положило начало разделению Севера и Юга. Разгромленные и разрозненные княжества пытались подниматься поодиночке, каждое своим путем. На севере потихонечку усиливаются Москва и Тверь, на Юго-Западе в качестве "собирателей" некоторое время выступают Галицко-Волынские земли. Неизвестно, чем бы кончилось дело, но тут появляется еще и третий игрок - Литовское государство.
Литва быстро поднимается, и подминает под себя множество русских княжеств. В 1320-х годах Гедимин захватывает Киев. Следующее столетие южнорусских земель пройдут под знаком почётной вторичности всего русского. Именно "почётной". Во всяком случае, в первое время. Православие еще долго будет наиболее распространенной религией, а русская элита еще долго будет занимать видное место в этом крупнейшем восточноевропейском государстве. Но потом ситуация начнет ухудшаться...
Кстати, нынешние националистические публицисты очень любят придумывать странные истории на тему того, что "только Украина сохранила славянство, а в России остались лишь потомки азиатских завоевателей". Подобные истории странно слушать уже потому, что последствия татарских нашествий были примерно одинаковы для всех. И более того, до многих северных русских районов ордынцы вообще не дошли, не говоря уже про какое-либо "смешение" с коренным населением. Ну а современные генетические исследования и вовсе не оставляют камня на камне от глупых идеологических фантазий.
500-300 лет назад. Геноцид и пробуждение.
В 1380 году окрепшая Северная Русь собрала силы и самостоятельно схлестнулась с татарской ордой, сделав первый серьезный шаг к полной независимости. Спустя пять лет, Литовское государство подписало так называемую "Кревскую унию" с Польшей, сделав первый шаг к потере своей уникальной культурной идентичности. Положения Кревского соглашения требовали насаждать католичество и вводить латинский алфавит. Конечно, русская элита была не в восторге. Но сделать уже ничего не смогла.
Дальнейшее сближение Польши с Литвой привело в 1569 году к полному объединению этих стран в Речь Посполитую. К тому времени, положение русских жителей было уже крайне не завидным. И с каждым годом оно становилось все хуже и хуже. Масштабы социального и культурно-религиозного преследования, которому подвергались русскоязычные жители Речи Посполитой - сегодня трудно вообразить. Большинство из тех, кто был именит и богат, постарались поскорее "ополячиться", чтобы не быть объектом унижения и мишенью для лихих сограждан. А судьба низов была совсем незавидной. Зарубить по дороге парочку крестьян нелюбимого соседа, если ты возвращаешься домой в плохом настроении - практически норма для польского пана XVII столетия.
Далеко нечего ходить - вспомните, как появился мятежный Богдан Хмельницкий. Польский дворянин напал на его хутор, всё разграбил, убил сына и увез жену. Богдан поехал к королю жаловаться, но в ответ получил лишь удивление, "почему не разобрался с проблемами сам, раз сабля на боку висит?", да ещё и был брошен за решетку. Очевидно, что личные истории рядовых участников Восстания - были не намного приятней этой... В общем, в 1648 году рвануло в очередной раз, и по полной программе. Народ действительно довели до края - куда уже там современным "революционерам" с их наивными недовольствами...
Восстание Хмельницкого увенчалось успехом. Де-факто, по состоянию на середину XVII века, мы впервые видим, как территории нескольких бывших южнорусских княжеств стали независимы от власти чужих народов, впервые за последние столетия. Де-юре, Хмельницкий сразу же попросился в подданство Московского царя - под крыло единственной русской силы, существовавшей к тому моменту. И это подданство он благополучно получил в 1654 году. Если бы не получил - Польша подавила бы наиболее удачное из казацких восстаний, и окончательно извела бы остатки русского населения. Ибо успехи восставших продолжались лишь первое время, а ярость поляков росла с каждым годом...
Что здесь особенно важно?
1. С бывшими русскими княжествами объединились бывшие русские княжества. Однако, культурных отличий за несколько столетий размежевания уже накопилось множество. Кстати, именно это стало одной их причин никоновской религиозной реформы, приведшей к расколу. Москва хотела уменьшить непонимание между двумя ветвями русского народа, и пошла ради этого на серьезные труды и жертвы.
2. Жители этих территорий могли говорить с москвичами без переводчиков, и точно также считали себя русскими (русинами). Польско-литовское понятие "окраина" использовалось наряду с книжным "малая руссия" для обозначения территории, но люди себя "украинцами" не называли. Это слово было введено в оборот идеологами полонизированной элиты уже после Восстания Хмельницкого, и еще долго не находило отклика у простых людей.
3. Состав новой южнорусской элиты был очень пестрым. Тут и старые ополяченные русские дворяне, тут и казаки, представлявшие собой сложнейшую смесь, в которой переплетались и русские, и татарско-турецкие, и прочие корни. В Запорожской Сечи можно было встретить хоть шотландца, хоть кавказца. Соответственно, каждый смотрел в свою сторону, и ничего хорошего не могло ожидать землю, оказавшуюся под властью такой разношерстной компании.
4. Рядовое население Киевщины и Черниговщины встретило весть о воссоединение с Российским Царством с абсолютным восторгом. Это признают практически все современники, вне зависимости от национальностей и убеждений.
Последние триста лет. Появление "Украины".
Москва даровала малороссийским землям широкую автономию. И в итоге, вторая половина XVII века ознаменовалась бесконечной братоубийственной войной между казацкими лидерами. Гетманы воевали один с другим, изменяли присяге, шли то под Москву, то под Варшаву, то под Стамбул. Наводили друг на друга гнев монархов, наводили на свой же народ татарские и турецкие рати. Это было веселое время. Настоящая свобода, которой почти никто не мешал. Конечно, простому люду, гибнущему под татарскими и турецкими саблями, такая свобода лидеров не нравилась. Но кого из украинских лидеров интересует мнение обычных людишек, даже сейчас?
Конечно, иногда можно было нарваться. Например, известный гетман Дорошенко, изменил столько раз, и стал виновником гибели стольких людей, что убить его были готовы почти во всех ближайших столицах. И он метнулся на Москву, ибо русский царь был самым гуманным из окрестных монархов. Здесь его сослали... воеводой в Вятку. И наказали... богатым подмосковным поместьем. Кстати, в позапрошлом году я проезжал это поместье и
посетил мавзолей славного гетмана, украшенный венками и жовто-блакитными ленточками.
В итоге, русским монархам всё это надоело. В XVIII веке автономия была ликвидирована, и Украина стала полноценной частью страны, безо всяких посредников-разбойников. Следом за этим, была ликвидирована постоянная крымско-татарская угроза. На месте диких степей, начинающихся к югу от Украины были созданы новые области, населяемые русским народом.
На карте имперских губерний очень хорошо видно, где заканчивается условная Малороссийская область - это Волынская, Подольская, Киевская и Полтавская губерния. А также, значительная часть Черниговской. И не более того. Харьковская губерния - это уже Слобожанщина, промежуточный район со смешанным населением, который оказался в составе Московского государства гораздо раньше. Более южные губернии - это Новороссия, заселенная после побед над Крымом, и никакого отношения к бывшей Гетманщине не имеющая:
Но никто даже и предположить не мог, что по границам этих губерний в будущем будет выкроена какая-то "независимая страна Украина". Что старые русские территории, побывавшие под властью Польши - будут засунуты в одну зону с новороссийскими степными районами и отделены от остальной России. Что невинно-игровое "культурное украинство", которое было популярно в России и Австро-Венгрии девятнадцатого века, и чаще всего шло в едином панславянском русле, вскоре ляжет на благодатную почву Первой Мировой и Гражданской войны, и превратится в радикальный украинский национализм.
Уже к началу Второй Мировой можно было смело утверждать, что "Украина" окончательно состоялась.
Но как? Благодаря чему?
На самом деле, тут был целый комплекс факторов:
1. Много столетий подряд Южная Русь входила в состав различных государств. В процессе влияния чужих культур и реакции национального сопротивления зарождались новые особенности, которых не было в более самостоятельной Северной Руси. Возвращение южных регионов в состав единого русского государства происходил постепенно. Кто-то уже составлял часть единого российского народа, кто-то только притирался к новым соседям, а кто-то ещё был "иностранцем". Уже благодаря всему этому, здесь получился сложнейший слоеный пирог, в котором смешались люди заметно отличающихся культур и убеждений.
2. На момент вхождения Левобережной Украины в состав Московского царства, языковые различия не затрудняли современников. Но территории, которые попадали в состав России позднее, уже испытали более значительное иностранное давление (в Речи Посполитой, после потери Левобережья, развернулась жесткая кампания против остатков русской культуры).
В итоге, условно-усредненное "малороссийское наречие" к началу двадцатого века стало ещё больше отличаться от русского, чем за двести лет до того. Если бы в 1654 году южнорусские земли вошли бы в состав Московского царства целиком, то спустя триста лет, наши различия были бы не выше, чем различия между Бургундией и Провансом. "Постепенность воссоединения" и усиливающееся чужеродное давление на "отставших" - тоже сыграли определенную роль.
3. В интеллектуальных кругах XIX века впервые была всерьез поднята идея о том, что "малороссийская ветвь" единого русского народа может считаться практически отдельной славянской народностью. Рядовым жителям Киевщины такая идея была малоинтересна. А вот царскому правительству она совершенно не понравилась явным намеком на возможный сепаратизм - и украинский язык был ограничен в правах. При этом в Австро-Венгрии (в состав которой входила Галичина) в период подготовки к Первой Мировой, и во время самой войны, эта идея была принята в качестве идеологического оружия.
Правда, такое оружие было палкой о двух концах. Ибо "австрийские малороссы" проявляли к сепаратистским настроениям еще больший интерес, поскольку находились в составе совсем уж чуждой страны. Но в любом случае, Австро-Венгрия поступила намного грамотней России, сумев удержать за своей Галичиной славу "островка культурного украинства". А царское правительство свое культурное украинство сильно подприжало. И это естественным образом способствовало появлению украинства протестно-политического. Которое хорошо ложилось на модные социалистически-революционные настроения.
4. После революций 1917 года на просторах от Дона до Днестра начинается хаос гражданской войны. Одновременно действуют разные силы, параллельно функционируют различные "правительства". Красные, белые, анархисты... В этой круговерти, малороссийское население впервые попробовало кусочек "национальной независимости", в том числе и по галичанским рецептам. Это продолжалось недолго. Но нашлись те, кому это понравилось. Те, кто вчера ещё были невеликими жителями провинциальных губерний, и вдруг в одночасье стали "элитой" самодельной страны.
5. В состав СССР Украина входит уже практически в современном виде. С Донбассом и Новороссией, прилепленными непонятно на каких основаниях. После установления советской власти, в русле всеобщей политики "коренизации", началось принудительное украинизирование населения. До работы на государственных должностях не допускаются люди, которые не сдали экзамен по украинскому языку. Издательская и педагогическая деятельность на русском языке жестко ограничивается. Даже в насквозь русской Одессе детей учат на украинском. За несоблюдение новых требований введена уголовная ответственность для нерадивых руководителей.
Эта вакханалия прекращается лишь в тридцатых, и начинается обратная крайность: только что выпестованных деятелей украинской культуры клеймят "буржуазными националистами", и подвергают репрессиям. И это снова приводит к развитию подпольно-политического украинства... Всё. События 1991 года уже предопределены. Тем более, масла в огонь подливает немецкая оккупация в сороковых. Гитлер, прекрасно понимая, что русские сильны единством (точно также, как и немцы), пытался максимально убедить жителей Украины в их исключительной особенности и непохожести на москалей. И получалось неплохо, благо некоторая почва из представителей украинского национализма уже была готова.
***+++***
Вот и всё. Совсем немного времени понадобилось на превращение древнего русского региона, в котором три века назад вспыхнул антипольский мятеж, - в огромное государство с неоднородным населением...
Какие полезные выводы можно сделать из всей этой истории?
Во-первых. Нельзя оставлять части своего народа на иностранной территории. Они испытают чужое влияние, и вернуть их (в культурном плане) будет уже крайне трудно. Более того, они могут убедиться, что стали совершенно отдельным народом, и начнут утверждать свое юное и хилое национальное чувство за счет ненависти к бывшим братьям.
Во-вторых. Нельзя давить национальное чувство, если оно уже появилось и захватило ощутимую часть населения. Но не надо его и целенаправленно поддерживать у своих братьев, друзей и соседей. Их чувства - их дело. И уж тем более, нельзя чередовать борьбу с поддержкой, как это делалось в 20-30 годы XX века. Это, я извиняюсь, какая-то "тактика Януковича" - "атаковал-сдался-атаковал-сдался". Уступки вперемешку с репрессиями до добра не доводят.
Во-третьих. Мы ни в чем не виноваты, и никому ничего не должны. Мы спасли Южную Русь в XVII веке от окончательного ополячивания и уничтожения, исполнили её просьбы по вхождению в состав единого Русского государства и даровали ей широкую автономию. В ответ мы получили измены гетманов, реки крови и море проблем. Мы на несколько десятилетий ограничили в правах украинский язык в XIX веке. Однако в XX веке фактически "подарили" свежеиспеченной украинской республике огромные русские территории от Одессы до Донбасса. Да еще и провели целенаправленную украинизацию. Дальше были репрессии, которым подвергались люди разных национальностей. За них тоже нет смысла извиняться, ибо участие в их организации принимали все - украинцы, русские, евреи, грузины... "Голодомор", и прочие политизированные эпизоды - относятся сюда же.
В-четвертых. Нахождение в составе независимой Украины обширных юго-восточных территорий с русскоязычным населением - это нормально с теоретической точки зрения. С исторической - не совсем честно. А с учетом современной украинской политики - это уже совершенно несправедливо. Двадцать лет подряд несколько миллионов русских людей фактически поражаются в правах. Большинство из них не могут отдать ребенку в русскую школу, не могут посмотреть в кино фильм на русском языке, и тому подобное. При том, что они не какие-то мигранты в чужой стране. Они находятся на земле, которая принадлежала им еще до появления здесь "Украины". Они жили в родной стране и говорили на родном языке, так же, как их отцы и деды... И вдруг - нате! Теперь они имеют полное моральное право на активное сопротивление, на независимость, или, хотя бы, на полноценную автономию (точно также, как малороссы в конце XIX века). И Россия имеет полное моральное право их открыто поддерживать.
В-пятых. Современный украинский национализм - это совершенно нездоровое явление. Он базируется на том, что одни русские противопоставляют себя другим русским. Он подразумевает враждебное отношение к наиболее близкому в культурном плане народу, и требует уничтожать все следы совместной истории, включая и те (Ленин), которые связаны как раз с государственной поддержкой "украинства" и его возрождением . При этом, в России ничего подобного не наблюдается. В Москве по-прежнему есть улица Леси Украинки и памятник Тарасу Шевченко. И никому здесь в голову не приходит что-то ломать и переименовывать (анонимных интернетовских провокаторов с обеих сторон - я не учитываю). Мы не враги. И никогда ими не были. Более того, у нас всегда были общие противники, которые нас особо не различали. Просто сильные Восточные Славяне - были им костью в горле. И будут.
Можно сделать еще немало выводов... Но это вы уже сами.
Искренне верю в самостоятельность и силу вашего мышления.))
Прошу не забывать, это не научная статья. Это поверхностный обзор, снабженный авторской отсебятиной. Если вы сторонник националистической историографии, и считаете, что "все было совсем не так", то можем поговорить и на вполне научном языке. Постоянные читатели знают, что мне довелось в течение довольно продолжительного времени заниматься отдельными сюжетами южнорусской истории. В российских архивах на этой тематике я насидел более 200 часов чистого времени. В архивах Киева и Львова - более 70 часов. Библиотеки - вообще не считал. Упоминаю об этом не хвастовства ради. Просто, если вам действительно захочется поспорить на историческую тематику, сперва отбросьте пагубное заблуждение о том, что Википедия - это единственный кладезь научных знаний человечества. И не обижайтесь, если получите отсылку к бумажным источникам. Удачи вам, так сказать, с моей любимой малороссийской скорописью XVII века. :)