На мой вкус, один из самых интересных областных центров Сибири - это Иркутск:
Здесь сохранилась куча исторической застройки разных стилей и эпох.
Начиная от трогательных деревянных домиков со ставенками...
...и заканчивая нестандартной застройкой советского периода:
Или, взять хоть Воздвиженскую церковь XVIII века, один из величайших шедевров сибирского барокко...
Ну где вы еще такие стены найдете?
Оригинальнейшие стены, изукрашенные всеми возможными мотивами, вплоть до сердечек.
А вот у "мавританского" здания на фотографии ниже - есть одна загадочная особенность. Его стены украшены именами великих исследователей, чьи дела были связаны с Сибирью. Загадочность состоит в том, что среди исследователей по праву разместился адмирал Колчак. Как он пережил советское время? Или был затерт, а потом восстановлен? Или вообще был прилеплен к фасаду уже в постсоветский период? Я так и не смог выяснить.
Естественно, памятник Колчаку в городе тоже есть.
Здесь вообще куча памятников...
Стандартный сибирский Александр III, с голубем на орле:
Несчастный Яков Похабов, основатель города. Вот ведь не повезло человеку с фамилией! Хабаров получил свой именной Хабаровск, а Похабов - шиш с маслом. Никто не захотел жить в "Похабовске", надо полагать...
И самый анекдотичный иркутянин - его величество Бабр:
Эта странная зверушка происходит с городского герба. История получилась забавная. На гербе, изначально, решили разместить что-нибудь могучее. Ходили байки, что тогда, триста с лишним лет тому назад - в иркутские пределы изредка забредали амурские тигры. А что может быть круче такого мощного зверя! В общем, поставили тигра... Но закавыка заключалась в том, что местные называли этого зверюгу "бабр". Ну, так и записали. На гербе города - бабр, с соболем в зубах.
Однако в XIX веке, когда все было пропитано европейским формализмом, ответственный чиновник обнаружил "опечатку". Ведь все знают, что бобр пишется через О! Непонятного бабра исправили на привычного бобра. А следующий чиновник пришел к очевидной мысли, что бобр выглядит совсем не так, как нарисовано на гербе. И дал указание слегка "обобрить" тигра с городского герба. Бедной зверюге был пририсован плоский хвост, и прочие атрибуты... Со временем, конечно, разобрались, и даже пытались слегка подкорректировать в обратную сторону, но куда там! Бабр-мутант уже полюбился горожанам, и стал новым мифическим зверем, навроде кентавра.
Ну, что еще можно посмотреть в Иркустке...
Вот, например, старый байкальский ледокол стоит на окраине города. Ледокол, снабженный орудиями. Успел повоевать в Гражданскую, а ныне - превратился в своеобразный музей:
Городские "малые формы" тоже радуют глаз.
Например, в одном из центральных двориков расположилась кучка скамеечек с дополнительными скульптурными элементами:
А окрестностях города разместился этнографический музей "Тальцы".
Добротный, с кучей построек, с подробной реконструкцией военной, религиозной и бытовой истории края:
Жизнь бьёт ключом, идут выступления разных фольклорных ансамблей, и прочее подобное. Хорошее место, бодрое.
Однако мы что-то затянулись с Иркутском.
Пора двигаться дальше, в Забайкалье.
По дороге - небольшой городок Слюдянка. Известен своими минералами, туристическими маршрутами по Хамар-Дабану, и ещё тем, что чуть было не стал местом
самого масштабного преступления советской эпохи. Тут действовала банда налетчиков, которые спланировали уничтожить многотысячный город... обрушив на него окрестные горы, с помощью подрыва склада рудничной взрывчатки. И весь этот кошмар - исключительно, чтобы замести следы ограбления банка. К счастью, доблестная милиция повязала уродов раньше, чем план был осуществлен.
Слюдянка раскинулась в живописном ущелье, в окружении рудников и мраморных карьеров:
Железная дорога уходит в туман. За туманом - Улан-Удэ и Чита:
Вообще, город на реке Уда когда-то назывался Верхнеудинском.
На фото - "царская арка", в память о посещение городка цесаревичем Николаем Александровичем (эти арки есть во многих наших восточных городах):
После революции название осоветили и обурятили. Получилось "Улан Удэ" ("Красная Уда").
На центральной площади водрузили громадную голову Ильича, с явно монгольскими чертами лица:
Городок основан в инфернальном 1666 году, но застройка, в основном, довольно поздняя:
Лучший вид на город открывается от входа в местный буддийский дацан:
К слову, массовый бурятский буддизм - весьма далек от того буддизма, представления о котором можно почерпнуть из качественной научной и религиозной литературы. От одного юного представителя бурятской интеллигенции я узнал, дословно, что "Будда - это наше высшее божество". Правда, встречаются и люди имеющие более-менее внятные представления о собственной религии, но такие нередко дистанцируются от "попсовых городских дацанов", полагая что они годятся только для полуграмотных старух. В общем, там своя специфика, которая мне недостаточно ясна...
А дальше - Чита. По сравнению с Иркутском, Улан-Удэ, или городами Дальнего Востока - это жуткая провинция. Но погулять денёк - можно.
Город лежит в огромной долине между редколесных сопок:
Все основные достопримечательности - связаны с декабристами, отбывавшими здесь ссылку.
Вот в эту церковь они когда-то ходили, а теперь там расположен их музей:
Чувствуется близость китайской речной границы:
На главной площади стоит огромный новый собор:
А на окраине города раскинулось озеро со странным названием Кэнон.
По сути, здесь я сделал нечто странное. Сфотографировал Кэнон на свой Кэнон:
Чита - самый дальний областной центр сибирских земель. В дороге до следующего большого города придется провести в поезде две ночи подряд. И этот город уже будет на китайской границе у слияния Зеи с Амуром. Там совсем другие пейзажи, другой климат, и даже люди там уже одеваются немного иначе...
Последние кадры Восточной Сибири из окна поезда:
Вот и всё.
Дальше - только Дальний Восток. ;)