Городской комфорт

Feb 13, 2013 13:40

Есть в Москве удивительное место, в котором каждый год я наблюдаю одну и ту же картину.
При первой же оттепели, огромный кусок тротуара превращается в великое, безбрежное море. С одной стороны море огорожено забором, а с другой - примыкает к оживленной трассе. Каждую минуту по тротуару проходят десятки людей. Некоторые из них выбегают на трассу, рискуя попасть под колеса. Некоторые - смело ныряют в море, мигом наполняя студеной водицей свою обувь. Скромный опыт городской жизни подсказывает мне, что таких водоемов в нашей Столице - полным-полно. Просто, мои маршруты проходят через них несколько реже… А здесь - одно и то же, из года в год. И всем наплевать.



В блогосфере за последние годы нарисовался целый пласт людей, которые занимаются этакой «борьбой за комфортное пространство». Варламов, Кац, Терновский, и прочие. Они сделали неплохой социальный капитал именно на городской тематике. И это вполне объяснимо. Абсолютное большинство их читателей - «скучающие горожане». Те самые, которые сказочно далеки от проблем тяжелой промышленности или сбора зерновых, зато каждый день спешат на работу по серым улицам, перепрыгивая лужи и простаивая в пробках. Поэтому, парковки, общественный транспорт, благоустройство городской среды, и прочее подобное - это благодатная почва, на которой нетрудно обеспечить себе «позитивное узнавание» среди большинства интернет-пользователей.

Характерно, что практически все, кто пишут на эти темы в блогах, не являются экспертами. Огромное количество факультетов по всей стране готовят специалистов в области городского хозяйства и транспорта, но их голос практически не слышен за голосами популярных блогеров.

Вынужден процитировать уважаемого yakimovmihail :
Я не знаю с чем это связано, но очень много блогеров (да и людей вообще) считают себя специалистами в этой научной сфере. Даже не учеными, а людьми которые знают гораздо больше чем ученые....
Они не ходят на семинары и конференции (может думают что их не существует?) не читают статьи, не пишут книги и диссертации...Но при этом уверены что разбираются в этой науке хорошо.

- к этому мнению доктора технических наук со специальностью "транспортные системы", мне даже нечего добавить. Это, вообще, характерное свойство нашего общества. Самые непримиримые критики обычно обладают наиболее поверхностными знаниями о предмете...

Однако вернемся к практическим аспектам.

Естественно, в моем родном городе проблемы не ограничиваются лужей, упомянутой выше. Разбитые дороги и грязные тротуары, нелегальные парковки и транспортные неудобства, изрисованные стены и стихийные свалки... Всё это периодически попадается на глаза. И всё это, на мой взгляд, не относится к каким-то первостепенным проблемам нашего бытия. Но все же, каждому хочется, чтобы его город был более комфортным для проживания. Чтобы все было чистенько и удобно. Как этого достичь? Системной, последовательной работой.

Во-первых, стоит твердо запомнить одну простую вещь. От того, что мы будем просто хаять городские службы, они не станут работать лучше. Надобно признать, что эти службы у нас и без того вполне себе функциональны. И более того, в Москве они работают намного лучше, чем 10-15 лет тому назад. Чтобы они стали работать еще лучше - им надо помогать. Надо не лениться фиксировать проблемы окружающего пространства, доносить их до сведения ответственных лиц, и контролировать работы по устранению этих проблем. Схемы подобной работы вполне себе известны. И крайне глупо примешивать к ним всякую глобальную политику, особенно в стиле «да в этой стране всё через одно место, тут уже ничего не сделаешь..».

Во-вторых, было бы крайне желательно создать институт этаких «участковых по комфорту». Пусть даже чисто народный, ничем не формализованный. В любом квартале всегда найдется человек, который мается со скуки и хочет вершить великие дела. И в любом квартале найдется сотня-другая граждан, которые будут готовы платить по десять рублей в месяц за идеально чистые дорожки и бесперебойно работающее освещение. Работа «участкового» очень проста и приятна. Ходить, и искать - к чему бы прицепиться. Стихийная парковка на тротуаре? Звонок в ГИБДД. Не расчищен снег на детской игровой площадке? Предупреждение дворникам, что сегодня же вечером все вышестоящее начальство получит отчет с картинками. Сломана скамеечка? Далее, по списку…

То есть, низовые, избираемые самими жителями контролеры.
Для решения мелких, локальных проблем - этого было бы вполне достаточно.

Конечно, для вопросов общегородского масштаба нужны более сложные схемы общественного участия. Но суть всё та же. Если у граждан нет времени на самостоятельное участие в решении насущных проблем, то никто не мешает им скоординироваться, скинуться, и выбрать себе одного представителя для контактов с государственными органами. Вернуть опошленному слову «депутат» - первоначальное, достойное значение.

Это намного, намного эффективней, чем сидеть на месте и возмущаться нехорошими чиновниками. У государственной машины есть один извечный недостаток - неповоротливость. Неспособность быстро и гибко реагировать на мириады мелких вызовов. Но беда в том, что эта банальная неповоротливость - многими принимается за какую-то злокозненность. Поэтому, в той же Москве, на одну конструктивную инициативу - приходятся десятки воплей в духе «Собянин - уходи!». Бесполезных, злых и смешных воплей, не несущих в себе никаких методов решения конкретно-прикладных проблем.

Не надо воевать! Надо сотрудничать.

действие, город, гражданское общество, жизнь

Previous post Next post
Up