Посмотрела вот сегодня утром... прониклась, аж до рецензии.
Автобиографичная анимация, как и фильмы-биографии, когда режиссер является и сценаристом, и главным героем, кажется, в последнее время становятся достаточно популярными. Среди таких фильмов можно назвать «Урок танго» Салли Поттер (1997), «Персеполис» Версан Паронно и Марьян Сатрапи (2007), «Сита поет блюз» Нины Пейли (2008). К ним относится и «Вальс с Баширом» Ари Фольмана (2008). Остается только догадываться, что это - то ли тенденция к арт-терапии, то ли попытка обобщить свой собственный опыт, чтобы ответить на какие-то вопросы о человеке. Впрочем, общественный резонанс и призы, собираемые этими фильмами на фестивалях, говорят сами за себя: откровения режиссеров, выставляемые на всеобщее обозрение, не оставляют равнодушными никого.
«Вальс с Баширом» в этом отношении - не исключение.
Но с самого начала просмотра мы попадаем в логическую ловушку: фильм - анимационный, но персонажи, действия, изображение событий максимально приближены к реальности. Казалось бы, зачем режиссер выбрал именно анимацию, когда по характеру и сюжету фильм автобиографичный, документальный, построенный на интервью с участниками и очевидцами событий и иллюстраций хроники? Однако постепенно убеждаешься: иной способ подачи материала был бы менее выразительным.
Ари Фольман рассказывает, что подтолкнуло его к созданию фильма. Однажды ночью его вызвонил старый армейский друг, с которым они вскоре встретились в баре, и тот рассказал Ари о преследующем его уже двадцать лет сне, в котором 26 разъяренных собак гонятся за ним. Этих собак ему поручили перестрелять в одной арабской деревне во время войны в Ливане, поскольку в роте знали, что в людей стрелять он не сможет. И вот каждую ночь сон повторяется. «Ты мог бы что-нибудь с этим сделать?» - спрашивает друг. «Но я всего лишь снимаю фильмы». «Фильм может быть видом терапии, правда?» В этот момент Ари обнаруживает, что сам практически ничего не помнит о своем присутствии на войне, кроме одного эпизода о бойне в Ливане, который имеет характер видения, и неясно, был ли он на самом деле. Он начинает свое собственное исследование.
Ари Фольман, кажется, максимально честен. Он не выдумывает псевдонимов: герои фильма - это он сам, его боевые товарищи по войне в Ливане 1982 года и другие очевидцы событий. Все - реальные люди, у которых он действительно брал интервью, и голос которых звучит в кадре. Он не подменяет факты рассуждениями и не оправдывает ни себя, ни других. Он держит позицию бесстрастного исследователя, и это ему практически удается. Однако, рисованное изображение себя самого в фильме, реакции героя на воспоминания и поведение героя внутри этих воспоминаний (сделать это максимально выразительным позволяет нам как раз инструмент анимации) выдает нам внутреннюю борьбу, небезразличие, муки совести автора, его отношение к событиям.
Эта постепенная реконструкция событий разворачивает перед нами некую общую картину, в которой есть два персонажа: человек и война. И здесь важны не столько факты войны, восстанавливаемые режиссером, сколько этот внутренний конфликт человека, реально там бывшего и участвующего. А финальные кадры прорвавшегося из анимационного изображения документального видео: плачущие женщины, трупы, картина последствий той самой бойни, - потрясают до глубины. И в этот момент в полной мере чувствуешь силу этого серьезного и тяжелого фильма: настоящее никогда не оставляет равнодушным.