«Хроника объявленной смерти» реж. Ф. Рози 1987
Памяти Габриэле Гарсиа Маркеса.
В 1981 году свет увидел новый роман Маркеса «Хроника объявленной смерти», написанный в лучших традициях мистического реализма, а уже в 1986 году итальянский режиссёр Франческо Рози, известный своими политическими фильмами-расследованиями, тягой к документалистике и выверенным фактам, взялся за его экранизацию. Смесь двух противоположных подходов добавила истории новые уровни интерпретации, неизбежно затмив при этом некоторые предыдущие акценты. В любом случае, я благодарна Рози за то, что он так живо воссоздал дух колониальной Колумбии, атмосферу домов местной знати и общества, и конечно, за впечатляющий актёрский состав (Руперт Эверетт, Орнелла Мути, Жан Мариа Волонтэ и т. д.).
Сюжет начинается с того, что в маленький колумбийский городок возвращается доктор Кристо Бедоя. Единственная причина, приведшая его в давно забытые края - смерть друга юности, которая не давала ему покоя. Кристо Бедоя приехал, чтобы восстановить последовательность событий того злополучного дня, которые привели к трагедии и понять, был ли виновен Сантьяго Назар в том, за что поплатился жизнью.
В жанре расследования Рози признанный виртуоз, он изящно выстраивает линию повествования от первого лица (Кристо Бедоя) и умело вплетает флэшбеки в сюжетную канву. Ловко расставляя персонажей по отведённым им местам, режиссёр представляет нам некую объективную картину произошедшего, которая, более того, подтверждается документально. Кристо Бедоя находит 300 из 500 страниц дела в заброшенном полицейском участке. Вдруг, в какой-то момент фигуры логического паззла складываются в нечто совершенно иррациональное, и за ними встаёт тень роковой неизбежности, мы снова возвращаемся к Маркесу, а фильм из драмы плавно перетекает в трагедию.
Помимо истории смерти Сантьяго Назара в картине прослеживается ещё одна сюжетная линия, пожалуй, даже более важная: история любви Боярдо и Анхелы. Казалось бы, две истории тесно связаны между собой, но всё же собрать их в единый узловой сюжет не получается, а линия Сантьяго, которая изначально казалась главной в фильме, оказывается лишь спусковым механизмом, запустившим процесс разрушения.
Фабула показанной нам истории трагически архаична, где-то мы уже читали это либретто и сейчас лишь наблюдаем за персонажами, где у каждого есть своя задача и каждый двигается в рамках заданной траектории, не в силах сделать шаг в сторону. «И те, кто ничего не сделал, для того, чтобы предотвратить трагедию, и те, кто что-то попытался сделать и не смог, утешали себя мыслью о том, что всё в руках господа, и всё идёт по его сценарию».
Смерть объявлена, предначертана, её слепое орудие - братья Анхелы, они и сами не хотят убивать, предупреждая всех о том, что собираются сделать, но трагедия уже началась, кто-то занял место среди зрителей, кто-то на сцене, она будет доиграна до конца.