Перепост из фб, исходная ссылка
https://www.facebook.com/olga.kuminova/posts/3614690155218984 Обещала Белле Bella Dubrov написать про габитус.
Это социологическое понятие, совсем не сложное и очень всем знакомое на бытовом уровне.
Допустим, садишься ты в такси, видишь, что у таксиста на шее золотая цепь - и уже примерно знаешь, какую музыку он включит, докуда высунет локоть в окно во время езды и какими именно словами будет ругать собаку, которая бросится под колеса. И этот комплекс узнаваемых, коррелирующих черт связан и с тем, в каком районе города и в какой общине он вырос, и с тем, что он работает таксистом, а не, допустим, пилотом или хирургом - но при этом и не уборщиком и не строителем.
(П.С.: таких таксистов я уже давным-давно не видела, что говорит о том, что и карта габитусов может меняться, и делает это довольно интенсивно, особенно, наверное, в такие переломные времена как сейчас).
Можно сказать, что габитус - это наша тотальная одежда (одно из изначальных латинских значений этого слова - одежда, другие значения - привычка, предрасположенность, характер, состояние; от него происходит английское habit и в значении "привычка", и в значении "одеяние священнослужителя"). Эта одежда, которую нельзя просто так взять и снять, определяется нашим прошлым и прошлым наших предков, и определяет наше будущее - куда мы в обществе можем попасть, а куда нас не пустят.
Можно сказать, что пьеса Бернарда Шоу "Пигмалион" - про переодевание девушки-цветочницы в другой габитус. В "Грозовом перевале" Эмили Бронте байронический главгерой Хитклиф переодевается из габитуса батрака, в который его загнал приемный братец Хиндли после смерти их отца, в габитус мрачного и зловещего, но несомненного джентльмена. В то время как деградация Хиндли в габитус конченого алкоголика позволяет Хитклифу одержать относительно легкую победу и стать владельцем не одного, а даже двух имений, чтобы отомстить всем по полной.
Габитус - это такая вещь, с которой очень трудно спорить, и это то, что большинство людей меняют, поднимаясь по социальной лестнице, как целенаправленно (помню рассказ одной преподавательницы у нас, как она переучивалась с северного на оксфордский акцент), так и путем естественного для человека подражания (так же, как и приобретают исходный).
Первым этот термин использовал Марсель Маусс, из поколения основателей современной антропологии, потом его подхватил и развил Пьер Бурдье, и к работам последнего этот термин чаще всего отсылает. Вообще понятие габитуса - порождение структуралистской теории, поиска глубокой структуры, определяющей наблюдаемые явления и позволяющей предсказывать, как они будут выглядеть и дальше.
Если ты помнишь, Белла, мы как-то несколько лет назад собирались у меня и читали Джудит Батлер, о понятии investment. Так вот, по-моему оно довольно тесно связано с понятием габитуса: мы одеваемся, или нас заставляют одеться, в определенный облик, который включает не только внешний вид, но и поведение, и реакции, и даже в чем-то образ мысли, и конечно понятия о том, какие пути нам открыты, а какие нет. И количество вариантов этих обликов, по ее мнению, слишком ограничено гендерной бинарностью, надо надизайнить их побольше - что можно сделать только на практике, переодеваясь во что-то новое и подгоняя уже на себе. Слово происходит от латинского глагола investire - одевать. Инвестиция в финансовом смысле - от него же: "одевать" капитал в какую-то материальную форму, станков, плантаций, зданий и т.д.