Давно хотела перевести эту статью - на меня она как-то очень повлияла.
Большое спасибо
isya за редакторскую правку.
"Доспехи против предрассудков"
Эд Йонг
("Armor against Prejudice," Ed Yong, Scientific American, June 2013)
Даже намек на предрассудки против пола, расы или религии человека может снижать успехи в учебе, работе или спорте. Исследователи нашли новые способы облегчить этот эффект или даже предотвратить его.
Вкратце: Угроза стереотипа, страх потерпеть неудачу в том, что усилит негативный стереотип против социальной группы человека, плохо сказывается на успехах в школе, в спорте и на работе. В последнее время исследователи пришли к более детальному пониманию того, как этот страх возникает, как с ним бороться и даже предотвращать его возникновение. Достаточно простые и занимающие немного времени упражнения по укреплению самооценки сокращают разрывы между учебными достижениями школьников из разных групп. Учителя готовят программу применения этой методики на уровне целых штатов.
**********
В 1991 году Нил Деграсс Тайсон получил степень доктора по астрофизике, подняв общее число афроамериканцев среди астрофизиков до целых... семи - из приблизительно четырех тысяч по стране. В своей речи на церемонии вручения диплома он открыто рассказал о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться:
"В глазах общества... мои неудачи в учебе ожидаемы, а мои академические успехи приписываются другим. Провести большую часть жизни, пытаясь противостоять этим взглядам - это тяжелая эмоциональная дань, которая истощает интеллектуальные ресурсы. Платить такую дань я не пожелал бы даже своим врагам."
То, что описывает Тайсон - очень распространенное явление. Негативные стереотипы ложатся тяжелым бременем на представителей меньшинств, которых воспринимают как изначально менее способных. Во многих ситуациях - в школе, на работе или на стадионе - эти люди боятся, что их неуспех подтвердит негативные стереотипы о них. Белые подростки боятся, что не могут соревноваться в спорте с черными сверстниками, женщины на уроках высшей математики боятся, что получат более низкие оценки, чем мужчины. Этот страх - или то, что Тайсон назвал "эмоциональной данью" - известен под термином "угроза стереотипа". Сотни исследований подтверждают, что угроза стереотипа подрывает успешную деятельность, производя ту самую неудачу, которой человек боится. Зачастую люди попадают в порочный круг, в котором низкие результаты ведут к усилению беспокойства и страха, что ухудшает результаты еще больше.
В последние годы психологи стали намного лучше понимать, как действует угроза стереотипа, как она возникает, и, что еще важнее, как ее предотвратить. Хотя эта угроза реальна, ученые задаются вопросом, насколько точно лабораторные условия отражают беспокойство в реальных обстоятельствах; они также отмечают, что это только один из многих факторов, приводящих к социальному и образовательному неравенству. Но это также и один из факторов, на которые легко повлиять. В исследованиях, проведенных в школах, относительно простые вмешательства - такие как повышающие самооценку письменные задания, выполнение которых занимает меньше часа - принесли очень сильный и долговременный эффект, сокращая разрывы в достижениях и изгоняя угрозу стереотипа из класса и из внутреннего мира учеников. В сфере образования начали работать над расширением этих практик до государственных программ на уровне штатов.
Распознавание угрозы
Два психолога из Стэнфордского Университета, Клод Стил и Джошуа Аронсон, придумали термин "угроза стереотипа" в 1995 году. Тогда, как и сейчас, черные студенты по всем Соединенным Штатам получали в среднем более низкие оценки, чем их белые сверстники, и с большей вероятностью бросали школу, не доучившись. Различные объяснения этого разрыва включали и пагубную идею о том, что у черных студентов просто более низкие умственные способности от природы. Стил и Аронсон в это не верили. Наоборот, считали они, само существование этих негативных стереотипов могло ухудшать успехи учеников.
В эксперименте, ставшем теперь классикой, они дали трудный тест 100 студентам колледжа. Когда они говорили, что этот тест не будет измерять их умственные способности, черные и белые студенты, набравшие одинаковые баллы на стандартном психометрическом экзамене (SAT), справлялись одинаково успешно. Когда Стил и Аронсон говорили студентам, наоборот, что экзамен призван оценить их умственные способности, оценки черных студентов падали, а белых - нет. Просто попросить студентов записать на бланке экзамена, к какой расе они принадлежат, имело тот же эффект.
Этот эксперимент открыл новую область исследований. Стил и Аронсон показали, что стандартизированные экзамены - вовсе не такие стандартизированные. Когда они подаются так, что хотя бы намеком вызывают угрозу стереотипа, они ставят часть студентов в заведомо проигрышную позицию. "Вначале это вызвало много скепсиса, но со временем его становится все меньше", говорит Аронсон. "Сначала я сам не верил, насколько силен этот эффект. Я подумал: необходимо, чтобы кто-нибудь попытался воспроизвести эти результаты".
С тех пор эти результаты были воспроизведены много раз. На сегодняшний день, сотни исследований доказывают присутствие угрозы стереотипа у самых различных групп. Белые студенты страдают от нее, когда делают математические задания вместе с восточно-азиатскими сверстниками или занимаются спортом вместе с черными сверстниками. Многие исследования выявили, что самые сильные ученики страдают больше всех. Те, кто наиболее мотивированы на успех, больше всего беспокоятся из-за негативных стереотипов и с наибольшей вероятностью покажут худший результат. Угроза стереотипа - самая что ни на есть злая ирония судьбы.
.... (Опускаю разбор расхождений в результатах некоторых исследований и чем они могут объясняться - вкратце, разницей между лабораторными и реальными условиями) ...
В последнее десятилетие психологи переключились с доказательства существования угрозы стереотипа на объяснение ее механизма. Ученые продемонстрировали, что она работает одинаково у разных групп людей. Приходит беспокойство и страх; падает мотивация; снижаются ожидания. На основании этих данных, Тони Шмадер из Университета Британской Колумбии предположила, что угроза "подгрызает" что-то базовое. Самый очевидный "виновник" - это кратковременная память, набор когнитивных способностей, который позволяет нам временно удерживать и обрабатывать информацию. Этот набор навыков - конечный ресурс, и угроза стереотипа может истощать его. Человек может психологически изматывать себя, переживая о предрассудках других и о том, как доказать им, что они неправы. Чтобы проверить эту идею, Шмадер дала 75 добровольцам трудное задание для кратковременной памяти, в котором они должны были запомнить список слов, параллельно решая уравнения. Шмадер сказала некоторым участницам, что этот тест будет оценивать возможности их памяти, и что мужчины, возможно, отличаются от женщин по этому параметру. Как и следовало ожидать, женщины, которым сказали об этом предполагаемом различии, запомнили меньше слов, притом что у их коллег-мужчин не было такой проблемы.
Это истощение кратковременной памяти создает различные препятствия к успеху. Люди чрезмерно долго думают над действиями, которые могли бы совершить автоматически, и становятся более чувствительны к любым намекам на дискриминацию. Неоднозначное выражение может быть прочитано как издевка, и даже собственное волнение может быть принято за верный признак грядущей неудачи. Внимание рассеивается, а самоконтроль ослабевает. Когда Шмадер останавливала женщин посреди математического теста и спрашивала, о чем они сейчас думают, те, кто находились под угрозой стереотипа, с большей вероятностью отвечали, что они думают о своем или замечтались.
Избавление от стереотипов
В последнее время ученые стали изучать угрозу стереотипа уже не в лабораториях, а в школах и лекционных залах, где они пытаются ослабить угрозу или полностью предотвратить ее. "Я вижу три волны исследований", говорит Шмадер. "Первая определила, что представляет собой феномен, и как далеко он распространяется. Вторая волна исследовала, кто именно испытывает этот эффект, и каковы его механизмы. Третья волна сейчас - это перейти от теоретических знаний к эффективным стратегиям вмешательства."
Джеффри Коэн из Стэнфорда добился особенно впечатляющих результатов. Его метод обезоруживающе прост: он просит людей подумать о том, что для них важно, будь это популярность в компании или музыкальные способности, и написать, почему это важно для них. Это пятнадцатиминутное упражнения действует как ментальная вакцина, которая укрепляет уверенность в себе, помогая им противостоять угрозе стереотипа в будущем.
В 2003-м Коэн посещал расово смешанные школы в Калифорнии и тестировал это упражнение в рандомизированных контролируемых исследованиях - то есть используя золотой стандарт для медицинских экспериментов. (В медицине эффективность нового лекарства проверяют, используя случайное разделение пациентов на две группы: одну, которой дают новое лекарство, и другую, которая получает таблетку-пустышку, называющуюся плацебо. Именно с помощью таких экспериментов доказательная медицина обосновывает эффективность новых методов лечения - прим. ред.) Коэн задавал свое упражнение семиклассникам: половина писали о своих ценностях, а остальные - на другие темы, не столь важные для них. Эксперимент был "двойным слепым": ни Коэн, ни ученики не знали, кто в какой группе.
В конце учебного семестра, черные ученики, которые сделали упражнение, закрыли 40-процентный разрыв между ними и их белыми сверстниками. Более того, наименее успевающие продвинулись больше всех. В последующие два года те же ученики сделали еще два или три упражнения из той же серии. Только 5 процентам самых слабых учеников, писавших о своих ценностях, пришлось брать уроки для отстающих или остаться на второй год, по сравнению с 18% из контрольной группы. ...
Коэн говорит, что задание было настолько простое, что "нам было трудно поверить в результаты, но с тех пор мы их воспроизвели". За прошедшие пять лет с помощью этого упражнения он помог "переломить" негативную тенденцию для черных школьников в трех средних школах, и практически закрыть гендерный разрыв успеваемости на курсе физики в колледже. Правда, скептики все еще ждут, когда эти результаты повторят другие, независимые исследователи.
Тем временем Коэн ищет новые пути помощи ученикам. Он сотрудничает с Грегом Уолтоном, тоже из Стэнфорда, чтобы помочь студентам преодолеть то чувство изоляции, которое часто вызывает у них угроза стереотипа. Уолтон нашел способ бороться с этим беспокойством, показывая новичкам с помощью статистики и цитат из рассказов более старших студентов, что такие чувства испытывают все, независимо от расы, и что со временем это проходит. "Это позволяет им пересмотреть свои ощущения и опыт сквозь линзу этого понимания, а не расы", объясняет Уолтон.
Уолтон и Коэн протестировали свое часовое задание на студентах в их первый весенний семестр. Три года спустя, когда студенты закончили колледж, разрыв в достижениях между черными и белыми студентами сократился вполовину. Эти студенты были также более счастливыми и здоровыми, чем их соученики, которые не участвовали в упражнении Уолтона. За эти три года у них было меньше визитов к врачам. Уолтон признает, что такое простое упражнение может показаться тривиальным. Но для студентов, которые "сильно обеспокоены тем, что они не вписываются, знание, что это беспокойство есть не только у них, и оно временно, имеет большую силу". Коэн и Уолтон работают над расширением своей простой и недорогой методики вмешательства от масштаба отдельных колледжей и школ до масштаба штатов. ...
Даже если программы будут работать как запланировано, исследователи, изучающие угрозу стереотипа, признают, что разрушить ее - это все еще не панацея против неравенства. Коэн, например, проверял свое изначальное письменное упражнение только в этнически смешанных школах, и он не уверен, будет ли это работать в школах, где учатся преимущественно дети меньшинств. "Есть много причин, по которым существуют разрывы в достижениях: неравенство в ресурсах, плохие школы, недостаточно квалифицированные учителя", добавляет Уолтон. "Практически нет надежды полностью устранить эти структурные барьеры на пути к образованию. Но что касается угрозы стереотипа - радует то, что, ослабляя ее, мы можем добиться прогресса несмотря на все эти вещи."
Свежие работы по этой теме не только дают реалистичную надежду облегчить некоторые труднопреодолимые проблемы - но и развенчивают предубеждения. Побеждая угрозу стереотипа, исследователи показали, что сами стереотипы необоснованны. Разрывы в достижениях между черными и белыми студентами или между мужчинами и женщинами не отражают разницы в способностях; напротив, они отражают предрассудки, которые мы можем изменить. "Явления, которые казались непреодолимыми еще 15 лет назад, оказались преодолимы", говорит Аронсон, "и это необычайно хорошая новость".