Решила я тут пересмотреть сериал Кена Бернса "Джаз", который году в 2001 показывали, кажется, по Первому каналу. А параллельно смотрю шестисерийный фильм "Soul Deep: The Story Of Black Popular Music". И не без удовольствия наблюдаю, как у меня в голове начинает проясняться мешанина музыкальных стилей и направлений. Тут ведь не только и не столько интеллектуальное понимание, что откуда произошло и куда дальше потекло. Нет. Важнее то, что начинаешь слушать и слышать все эти причудливые преломления разных традиций, стилей, идей - и восхищаться многогранностью и многомерностью музыки, но также и гением тех, кто все эти многочисленные слои и грани вытаскивал из привычных и, казалось бы, изъезженных вдоль и поперек форм и мелодий.
Я, например, никогда не любила бибоп. Я и сейчас не сказать, что в восторге от него. Но я впервые за долгое время начала понимать его. Мне кажется, Чарли Паркер сделал с джазом примерно то же, что Пикассо сделал с живописью: проявил, вытащил наружу те грани формы, которые до того всегда были скрыты для уха слушателя, но потенциально всегда в ней присутствовали. Получилось сложное многомерное музыкальное пространство.
Проще всего это увидеть на альбоме Charlie Parker With Strings, где он играет популярные на тот момент мелодии и джазовые стандарты. Знакомая мелодия остается на месте, но сквозь нее в ткань музыки то и дело прорываются какие-то дополнительные измерения и бесконечно преломляются, и в этих преломлениях снова рождается начальная мелодия. И это похоже на магию.
Charlie Parker -
Just Friends на
Яндекс.Музыке А уж что он творил в более привычной ему атмосфере свободных джем-сессий... Там просто снос башки от одновременного выхода во все измерения разом. Я думаю, именно поэтому бибоп так и не прижился у широкой публики: сознание ищет что-то однозначное, какую-то твердую опору в строго заданной реальности, а ему предлагают многовариантность в чистом виде, а проще - хаос. Возмутительно :)
Charlie Parker -
Crazeology на
Яндекс.Музыке И все же что Пикассо я так и не смогла полюбить и принять душой, за исключением пары картин, включая его "Гитару", в которой столько боли, столько надрыва, столько рваного звука, что удивительно, как полотно все это выдерживает. Так же и с музыкой Чарли Паркера - умом понимаю, вижу и признаю. Но до сердца моего она так и не смогла дотянуться. Или мое сердце не смогло дотянуться до высоты и сложности этой музыки. Тут уж как посмотреть.