...от нашей капризной любви, Москва (с)

May 10, 2013 22:30

Начнем с того, что Москву, такой как она выглядит сейчас, я никогда не любила. В 1997г. я впервые оказалась там проездом из Пскова в Сочи. У нас был день между поездами, который мы потратили на Кремль и еще бог весть какие достопримечательности, но почему-то красочных воспоминаний об этом не осталось. Только шум, гам и отвратительный запах пережаренного масла на Курском вокзале. Прошло лет 11-12, началась ( и уже закончилась) ОЕшная лихорадка, и  Москва вернулась. Теперь там друзья, коллеги, концерто-театро-выставки, но, тем не менее, я продолжаю чувствовать себя какой-то заблудшей питерской крысой среди столичной сусальности и "пряничности". Однако, не везде.
Совершенно не помню, как мне на глаза попалась эта короткометражка, зато хорошо помню, что после ее просмотра день отходила пригашенная. То ли от осознания, что исторический облик есть не Кремль и купола, а такие вот переулки, то ли от сочувствия тому, что этот самый облик с таким упоением уничтожают (меняют,продают,нужное подчеркнуть).

image Click to view


Интернеты рассказывают, что в доме 3 (на его месте уже давно блестит стеклопакетами очередной новодел) когда то был скит тайного монастыря, а двор дома 5 окрещен "сердцем Москвы". Путь к сердцу столицы лежит через темную подворотню (настоящий Питер-стайл).






Двор как двор. Пустые печальные окна, рассыпающаяся под пальцами кирпичная кладка, трескающиеся ступеньки, бутылки (this is Russia,bitch!). Но рисунки на стенах при солнечном свете делают его каким-то аномально ярким. И теплым.


















Про изумительную панораму и вид куполов бла-бла-бла, кстати, не врали. Правда, сейчас от нее остались разве что купола да спуск к Трубной улице. За домом 6 (по-моему, тот самый, в котором в фильме расположены ворота в преисподнюю) - стандартный современный бизнес-центр, внизу на Трубной - тоже.






А вот немножко дом 6 и его двор. Проход самый что ни на есть адовый - красный кирпич и окошечко в темную пустоту. По всей видимости, у Люцифера по вторникам выходной, засим проходная не работает.








За еле живым домом 5 - сильно неживой дом 7, в народе - "дом с кариатидами". На моих намыленных кариатид не увидите - все забаррикадировано лесами. Но зато сквозь сетку можно рассмотреть на фасаде картуш с инициалами "ПС". ПС - это Петр Сысоев, разбогатевший крестьянин, который когда-то купил этот дом и украсил его лепниной собственного сочинения. Про это подробно пишут тут.




ИМХО: я очень не люблю и не понимаю человеческого стремления выдрать с корнем то,что как-то намекает на историческое прошлое, а еще гаже - когда это прикрывается фразами вроде "не имеет исторической ценности", "портит современный облик города", "просто старая рухлядь". Это беспочвенная аналогия, но мне почему-то десять раз вспомнилось разрушение церквей большевиками. Не то чтобы я была религиозна, но в архитектурном смысле церкви гораздо красивее, чем совковые коробки, выстроенные на их месте (привет БКЗ "Октябрьский", стоящему на костях Греческой церкви).
В начале короткометражки герой говорит о том, что как ни пытались неравнодушные люди найти что-нибудь, что бы придало дому хоть мало-мальскую историческую значимость, их попытки были бесплодными. Догадываюсь, что историческая значимость никого не интересует, когда шмат земли под очередную безликую новостройку стоит бешеных денег. Так-то для любого места можно что-то найти или придумать, сила креатива может даже самую нелепую мухосрань превратить в место тайных встреч Ивана Грозного с Клеопатрой, не то что старый дом в центре Москвы.
А может статься, что 5 лет жизни в Питере и сырой воздух Балтики разжижили мои мозги и сделали меня унылым любителем старой рухляди и темных сырых углов, поэтому я тут так расписалась.
В общем RIP Печатников переулок. Я рада, что увидела твое частично изуродованное, но настоящее лицо.

Previous post Next post
Up