Я фрилансер, работаю режиссером монтажа в Киеве, основная специализация - реклама, но также приходилось монтировать полнометражное кино и клипы. За годы работы мне случилось сотрудничать с десятками рекламных режиссеров со всех уголков земного шара, и потихоньку сложилась эта полусерьезная классификация. Хочу заметить, что составлена она исключительно на основе работы с иностранцами, потому что так сложилось, что с русскими и украинскими режиссерами мне доводилось работать очень редко.
Политик
Отличный психолог, знаток людей и душа компании. Он проработал на стороне агентства или клиента много лет, и оттуда ушел в режиссеры. Знает всю кухню как свои пять пальцев. Для него работа - это прежде всего бизнес, и политика в нем настолько же важна, насколько творчество. Делает все, чтобы клиент и агентство остались довольны, и знает как этого достичь. Абсолютно все, с кем он работает - клиент, продакшн, съемочная группа, пост-продакшн - обожают этого чертяку. Вы тоже не устоите перед его обаянием и будете думать, что он чертовски славный малый. При этом на уровне подсознания будут крутиться сомнения - а на самом ли деле он так хорошо ко мне относится, или это просто политика? И как и все остальные, вы отбросите эти сомнения и будете рады видеть его на следующем проекте.
Настоящий мужчина
Противоположность политику. Априори не уважает ни мнение агенства, ни мнение клиента. Уважает только таких же профессионалов, как он сам, и доверяет им. Сразу говорит, что он режиссер, и решения принимать ему, а если решения хочет принимать кто-то другой, то пусть сам и режиссирует. Разругается с клиентом на первом же проекте, но потом его все равно пригласят потому что он знает свое дело. Даже малейшие изменения в монтаж, предлагаемые агентством, делать не соглашается и отстаивает свой монтаж до конца. Чтобы не грубить, побольше молчит на презентации. По просьбе "урезать там 2 кадра и там 4 кадра" выгоняет всех из монтажки, плюет в потолок 10 минут, потом зовет всех обратно и показывает тот же монтаж снова. Все говорят "Вот, теперь все отлично" и уходят довольными на цветокоррекцию.
"Нет!"
Режиссер, который не разменивается на компромиссы. Он точно знает, что и как должно выглядеть, и если и идет на поиск, то поиск прежде всего свой собственный. Он твердо и сразу говорит "Нет!", если предлагаешь ему варианты монтажа, которые не совпадают с его внутренним видением. По классификации Walter Murch этот тип режиссеров ближе всего к Альфреду Хичкоку, который сначала снимал фильм у себя в голове и потом просто пытался воплотить на площадке точную копию воображенного, не особенно учитывая творческую позицию команды, с которой работал.
Классический вариант чернового монтажа его не устраивает. Черновой монтаж должен содержать выбранный режиссером монтажа саундтрек, сделанный и проработанный им же саунд-дизайн и быть максимально законченным продуктом. Все изменения потом придется вносить в многотрековую конструкцию на таймлайне.
Он скажет, что выбранный вами вариант саундтрека отлично подходит и вообще скажет, что вы отлично поработали, потом случайно перешлет вам свое письмо знакомому композитору во Франции, где опишет, что выбранный саундтрек - дерьмо и напишет, что ролик тоже дерьмо, причем так, чтобы композитор подумал, что виноваты в этом вы, а не он сам (хотя вам признавался в своем провале на этом проекте лично). Прикрытие задницы - вообще стандартная ситуация в рекламной индустрии, поэтому с переводом стрелок режиссеру монтажа придется сталкиваться время от времени, причем на всех уровнях.
"I just wonder..."
Прямая противоположность режиссеров типа "Нет!". Предлагает вариант, и тут же обрывает себя, говоря о том, что вариант никуда не годится. Это далеко не обязательно плохие режиссеры, они просто всегда сомневаются в принятом решении и находятся в постоянном поиске. Среди вас двоих стержнем принятия решений оказываешься ты и часто делаешь бОльший вклад в проект, чем обычно.
"One last thing..."
"Мне все нравится, есть только одна вещь, которая меня беспокоит". Эта ключевая фраза может звучать целый день начиная с просмотра еще первой стабильной версии монтажа, и может не затихнуть даже на следующий день, когда надежда на то, что "эта вещь" все же окажется последней, начнет окончательно умирать.
"Похер"
Этому типу наплевать на проект. Он явно недоволен, что снизошел до такого дерьма, ведь он всегда мечтал снимать рекламные блокбастеры с миллионными бюджетами. Он не уважает никого, работающего на этом проекте, и единственное, что его хоть как-то интересует - это его режиссерский монтаж. На монтаж агентства ему абсолютно похер. Ему в общем-то на все похер, поэтому он будет сидеть со своим ноутбуком на диване в наушниках и смотреть сериалы весь монтаж, мечтая о том, как он переедет в LA и начнет снимать настоящие проекты.
Крутарь
Крутарь. Мало того, что крутой, как режиссер, так еще и монтирует лучше, чем вы. Таких мало, с такими сложно работать, самооценка опускается ниже плинтуса, но от таких учишься больше всего. Каждый такой "фэйл" развивает вас больше, чем любой другой проект. Обычно таких встречаешь на первых этапах своего профессионального роста, но все может быть, и даже уже будучи профессионалом, можно оказаться в такой ситуации и получить хорошую встряску.
Новичок
Молодой, недавно из киношколы либо просто недавно в индустрии. Любопытный, открытый для вариантов, задающий вопросы. Бывает неуверенным в себе, недостаток опыта дает о себе знать, и порой монтаж не самого сложного по идее ролика превращается в мучительную борьбу за результат. Возможно, это его первый раз с режиссером монтажа, до этого он всегда монтировал сам, и вместе с ним вы открываете плюсы такой парной работы, о которых не задумывались сами.
Тэйблтопщик
Режиссер-оператор (режопер), выросший из оператора и специализирующийся на сверхскоростной съемке жидкостей и других радостей жизни (приготовление еды, научные опыты, разрушение объектов и т.п.). Часто ему далеко за 50, и он "еще кофе Стенли Кубрику на "Космической одиссее 2001" приносил". Бывает так, что режиссура - не самая сильная его сторона - сказывается фокус на операторской работе, и уж точно он прежде всего смотрит на картинку. Впечатляющий визуал - это то, что его продает.
Пытается максимально украсить оффлайн-монтаж к презентации, доходя до крайностей. Черновая цветокоррекция в несколько проходов ("лого позеленее, вода поконтрастнее и посинее"), продвинутый композ и кеинг в Final Cut 7 (а мы можем сделать так, чтобы съемочный листик точно повторял форму бутылки?), передача файлов на пост-продакшн до презентации монтажа клиенту, чтобы почистить кадр и убрать мелкие недостатки.
Визуальщик
Вышел из VFX-супервайзера. Делает проекты, связанные с большим количеством компьютерной графики. Технически подкованный, сидит рядом со своим ноутбуком и монтирует свою версию либо рисует бэкграунды/композит. Его ноутбук нафарширован по максимуму и по быстродействию легко делает монтажку, в которой вы работаете. Как и в случае с тэйблтопщиками, работа с актерами может быть не самой сильной его стороной, хотя безусловно, это не правило, а всего лишь тенденция.
Монтаж с ним - это многоуровневый процесс, включающий в себя работу с большим количеством слоев, чернового кеинга, garbage-matte, анимации и композитинга, и если у вас есть опыт в композитинге, вам повезло - он вам очень пригодится.
Эксцентричный
Странно одет, странная прическа, странный взгляд. Часто стереотипный ботан. Может уйти в себя и медитировать/заниматься йогой/лежать, закатив глаза на диване во время монтажа. Разговаривает медленно и очень тихо. Испытывает любовь ко всему необычному - из Африки привозит домой клык крокодила, из Южной Америки - шкуру редкого зверя, даже в Украине находит заспиртованную кобру в бутылке и парочку шкур африканских змей (вы тоже не знали? оказывается, найти такие штуки в Киеве - проще простого).
Или наоборот. Нюхает кокс прямо в монтажке и предлагает вам курнуть привезенной им только что с цветокоррекции в Амстердаме марихуаны. Колбасится под транс и громко смеется, когда увидит нравящийся ему дубль. Скорость речи и взрывы эмоций наводят на мысль, что кокаин у него в крови с рождения.
Вопреки распространенному стереотипу о режиссерах, эксцентричных среди них крайне мало. Как ни странно, геев среди них еще меньше, а первое место по необычности занимают режиссеры-женщины.
Заключение
Я люблю режиссеров. Практически всех. Я от них научился бОльшей части того, что знаю и по сей день именно работа с ними доставляет мне радость, к тому же я сам не раз бывал в их шкуре и наверное поэтому имею такое уважение к их работе. Не люблю я только тип "Похер" и неописанный тип "Звезда", который заключается в том, чтобы смотреть на всех вокруг сверху вниз. Поэтому классификацию, приведенную выше, стоит рассматривать с известной долей юмора и не стоит настойчиво искать в ней себя, так как большинство образов сборные.
(C) Александр Черный