Отрывок из The Conversations. Walter Murch and the art of editing film, где автор и Уолтер обсуждают сцену в "Крестном отце", где персонаж Аль Пачино расстреливает Солоццо и полицейского.
Most movies use music the way athletes use steroids. There's no question that you can induce a certain emotion with music - just like steroids build up muscle. It gives you an edge, it gives you a speed, but it's unhealthy for the organism in the long run.
Большинство фильмов использует музыку так же, как спортсмены используют стероиды. Вне сомнения, можно создать определенную эмоцию с помощью музыки - так же, как стероиды помогают расти мускулам. Это дает остроту, это дает скорость, но это вредно для организма в долгосрочной перспективе.
M: ... In the hands of another filmmaker, there would be tension music percolating under the surface. But Francis wanted to save everything for those big chords _after_ Michael's dropped the gun. Even after he shoots, there's silence, and in your mind you hear Clemenza saying, "Remember, drop the gun. Everyone will be looking at the gun, so they won't look at your face." So Michael shoots them and then there's this moment of silence and then he drops the gun.
O: He doesn't even drop it, he tosses it! It's much more extraordinary gesture than a subtle drop.
M: Yeah, it's as if to say: Look at this gun! The gun hits the ground, and then the music finally comes in. It's a classic example for me of the correct use of music, which is as a collector and channeler of previously created emotion, rather than the device that creates the emotion. Music in The Godfather is almost always used in this way. I think in the long run this approach generates emotions that are truer because they come out of your direct contact with the scene itself, and your own feelings about the scene - not feelings dictated by a certain kind of music. The Godfather is a good film to study for its use of music.
М: ... В руках другого режиссера, в этой сцене была бы музыка, проникающая сквозь поверхность. Но Франсис хотел сохранить все для тех громких аккордов, которые вступали _после_ того, как Майкл бросает пистолет. Даже после того, как он стреляет, наступает тишина, и вы слышите в голове слова Клеменцы "Помни, брось пистолет. Все будут смотреть на пистолет, и тогда не увидят твоего лица." Итак, Майкл стреляет, потом этот момент тишины, и потом он бросает пистолет.
О: Он даже его не бросает, он его швыряет! И это гораздо более выразительный жест, нежели просто бросание.
М: Да, это как сказать: "Посмотрите на этот пистолет!" Пистолет ударяется об землю, и наконец вступает музыка. Для меня это классический пример правильного использования музыки, которая в данном случае является собирателем и направляющим каналом для предварительно созданной эмоции, в отличие от устройства, создающего эту эмоцию. Музыка в "Крестном отце" практически все время используется таким образом. Я думаю, в долгосрочной перспективе, в масштабе всего фильма этот подход создает более правдивые эмоции, потому что они являются результатом вашего прямого контакта с самой сценой, и вашими собственными чувствами от сцены - не чувствами, которые диктует определенная музыка. "Крестный отец" - хороший фильм для изучения того, как в нем использована музыка.
вот эта сцена на ютубе (сейчас в инете через телефон, не могу проверить насколько удачно она вырезана там):
Click to view
PS Walter Murch, кроме монтажера, еще является саунд дизайнером (sound designer, sound editor).