You tend to look at a small screen, but into a big screen. [...]
With a theatrical film, particularly one in which the audience is fully engaged, the screen is not a surface, it is a magic window, sort of a looking glass through which your whole body passes and becomes engaged in the action with the characters on the screen. [...]
Television is a "look-at" medium, while cinema is a "look-into" medium. You can think of the television screen as a surface that the eye hits and then bounces back. [...]
One of the functions of music videos and commercials is to attract your attention and keep it. While watching television, you're usually looking at a small screen some distance away for a short period of time. [..] Television has to make things collide within that tiny frame in order to catch your attention because of the much narrower angle that the image subtends compared to the theatrical film - hence the quick cuts, jump cuts, swish pans, staggered action, etc.
There's a completely different aesthetic when you're in a theater: The screen is huge, everything else in the room is dark, there are (hopefully) no distractions, you are there for at least two hours; you can't stop the film at your convenience. And so, understandably, feature editing has to be paced differently than music-video or commercial editing.
Walter Murch "In The Blink Of an Eye"
Я уже год не могу смотреть телевизор. Если я случайно оказываюсь рядом с включенным ящиком, меня хватает на 10 минут. Потом начинает раздражать бесконечное мерцание планов, немотивированные склейки, ускорки и рапиды и всяческий монтажный онанизм. Современный ТВ-монтаж больше всего походит на громкий крик в ухо - визуальный вопль без толку и мотивации. А кому приятно разговаривать с орущим во все горло собеседником?
Есть тенденция смотреть _на_ маленький экран, но _в_ большой экран.
В кинотеатре, особенно когда зрители полностью поглощены фильмом, экран это не поверхность, а волшебное окно, нечто вроде зеркала, через которое проходит все тело и становится частью действия _с_ персонажами на экране.
_Телевидение_ - медиа, "на которое смотрят", в то время кино - медиа, "в которое смотрят". Можно считать телевизионный экран поверхностью, о которую ударяется взгляд, отражаясь обратно.
Одна из функций видеоклипов и реклам - привлечь ваше внимание и удерживать его. Смотря телевизор, вы обычно смотрите на маленький экран с определенного расстояния короткое время. Телевидение должно заставить образы сталкиваться в пределах этой небольшой поверхности для того, чтобы захватить ваше внимание, из-за намного меньшего угла обзора по сравнению с кинотеатром - отсюда быстрые склейки, джамп-каты, ускоренные панорамы, стробирующее движение и тд.
В кинотеатре совершенно другая эстетика: экран огромен, все остальное в помещении темное, если повезет, нет отвлекающих факторов, вы там по крайней мере на два часа, вы не можете остановить фильм когда вам заблагорассудится. И поэтому, понятным образом, монтаж кинофильма должен иметь другой ритм в сравнении с монтажом видеоклипа или телерекламы.