языки

Jul 04, 2012 19:48

КОНЦЕРТ
для бандуры с балайкой

эссе

Он разыгрывается в Украине на наших глазах уже 20 лет. Быть тут одному государственному языку или двум: русскому и украинской мове? Далёкому от политики человеку может показаться, что такие игры - надуманная чепуха.

Увы, это совсем не так. Национальные чувства - одни из самых ранимых. Каждый из нас может вспомнить случай, когда неосторожно заговорил о недостатках другого народа. Для тебя они - очевидны. А собеседники, сын или дочь того народа, больше никогда не будут твоими друзьями-приятелями. (Мудрых я здесь не учитываю, их слишком мало). Причём, не важно - прав ты или нет. Тут вступает в силу древний племенной инстинкт самозащиты. В нём логика давно уступила место воле к жизни.
А слова… Что слова? Они всегда были главным отличительным знаком: свой ты или чужой. Не зря же наши предки именовали всех иностранцев «немцами», то есть немыми. Не зря также при развале империй всюду очень остро вставал вопрос языка, на котором предстояло говорить и писать. Индусы категорически отвергали английский, венгры - немецкий, курды - турецкий… Примеров - сотни.
Теперь этот драматический, глухонемой концерт разыгрывается на территории бывшего СССР. Там, где языки не родственные русскому, - в Средней Азии, Закавказье, в Прибалтике - представление закончено, и занавес опущен. А у нас и в Белоруси шустрые актёры ещё на сцене. Ну, вы сами видели, как они дерутся в Верховной Раде и на улицах.
К чисто племенным инстинктам и государственному мышлению примешиваются деньги, миллионные суммы, которые, не скрывая того, выделяет Москва. Её заботы о русских в Украине можно было бы понять, если бы украинцам в России (а их там по самым скромным подсчётам более 8 миллионов) предоставили хотя бы одну школу или телеканал. Но их-то нет. Зато у нас тысячи русскоязычных школ и на всех телеканалах звучит русская речь.
Так чего же добиваются в Москве, русские - в Украине и ленивые русскоязычные украинцы? Пока лишь признания русского языка официальным в тех местах, где они массово проживают. На первый взгляд - пустяки. Да не забывайте же мудрую пословицу: коготок увяз - всей птичке капец!
Мы уже видали: национальные чувства очень ранимы, особенно великодержавные чувства. И на этих туго натянутых струнах умело играют ловкие политики. Они поют перед выборами: «Голосуй за нас и твой язык рано или поздно станет вторым государственным!»
Загипнотизированный таким посулом, избиратель уже не смотрит, что своими же руками ведет к власти алчных миллионеров, которые обдирают его, как липку. Он не желает видеть, что у его детей и внуков нет будущего при такой воровской экономике.
Есть, однако, опасность и похлеще. Её не замечает не только затасканный по будням русскоязычный обыватель, но и те зазывалы, которые жонглируют на политической сцене.

2

После развала Российской империи в 1917 году Польша и Финляндия обрели, наконец, самостоятельность. Украина же не имела своей сплочённой национальной буржуазии (как и сейчас), поэтому покорилась военной красной силе и осталась в СССР.
Чтобы как-то задобрить нашу опасную, ненадёжную для большевиков республику (здесь партия в 1922 году, по словам Бухарина, «была русско-еврейской»), стали проводить украинизацию. Ожили устная и письменная мова, поэзия и проза, в целом национальное искусство. Пусть под «пролетарским» приглядом, но они зашевелились и даже пытались расцвесть - впервые после Петра I. Вспыхнул у нас тогда небольшой Ренессанс, незнакомый русским, жившим в своём государстве.
Видя такое возрождение родной культуры, подняли головы и украинцы Северного Кавказа, потомки запорожских козаков, высланных туда еще Екатериной II. По переписи 1926 года их там проживало более трёх миллионов! Целые районы были почти сплошь украинскими: Сальский, Есентукский, Геленджикский, Ейский, Тимашевский, Анапский, Темрюкский и многие другие. Мне это напоминает современный Донбасс, Луганщину, Крым, где в разных местах преобладают русскоязычные люди.
По недосмотру властей в станице Полтавской (видите, как украинцы держались за свою Родину) оказался Николай Михновский - отец украинского национализма. В 1921 году он там возглавил первый всероссийский украинский педагогический техникум. Вскоре, правда, Михновского убили при невыясненных обстоятельствах. Но дело его жило. В станице Старокорсуньской Кубанского округа молодёжь выпустила журнал «Зоря», появились другие украинские издания.
Зачем я всё это рассказываю? А вы читайте дальше.
Нэпманская, ещё не заматеревшая советская власть… пошла навстречу таким стремлениям, как и новоукраинская, в 1990-е годы поддержавшая русскоязычных, голосовавших за «интернационалистов» Кравчука и Кучму. Северокавказский крайком партии в 1926 году предложил вести делопроизводство, преподавание в школах на украинском языке, выпускать в Ростове «Червону газету». И пошло-поехало.
Этот естественный национальный концерт только открой. Дальше он будет петь и плясать уже по своим законам. В считаные годы в крае появились десятки и сотни украинских школ. На втором съезде Советов Кубани хор станицы Сергеевской даже спел на концерте под бандуру «Ще не вмерла Україна»!
Всё это, конечно, пугало русских националистов. Они предупреждали министра просвещения СССР Анатолия Луначарского:
- Русский язык исчезает на Кубани!
Но министр успокаивал их:
- Это же только в местах массового проживания украинцев.
Ну, точно наш сегодняшний концерт в Украине. Лишь роли поменялись. Теперь партия Регионов успокаивает наших националистов теми же словами.
Удивительно, что украинцев Северного Кавказа поддержала Москва (как сейчас это делает Киев в отношении русского языка). В 1930 году президиум Совета национальностей ЦИК СССР принимает специальное постановление, где строго указывается на недостатки в деле украинизации.
Год спустя в крае уже работают 1280 украинских школ, выходит «Червона газета», журнал «Новим шляхом», регулярные передачи радио. Более того. Всему этому способствует и правительство Украины, которое находилось в Харькове.
Опять же естественно явилось и желание козаков вернуться на Родину. Нет, не переехать, а с землей присоединиться к Украине! «Зачем нам Москва? - спрашивали они. - Тут же близко: Азовское море, и вот она - нэнька. Только войдём на условиях федерации, а не рядовой области».
Нужно быть совсем наивным или циничным, чтобы не видеть, что такой же оборот примет и внедрение у нас второго государственного языка. «Зачем нам Киев? - спросит Донбасс, когда его власть закончится. - Россия - вот она. Даже Азовское море не надо переплывать!»

3

Тот «концерт» на Северном Кавказе завершился, увы, большой трагедией. Сталин и Молотов выдали в 1932 году постановление, где сказано: «Выселить в кратчайший срок в северные области СССР из станицы Полтавской, как наиболее контрреволюционной, всех жителей… Немедленно перевести делопроизводство на Северном Кавказе, газеты и журналы, преподавание в школах с украинского языка на русский язык».
Под эту националистическую дудку выселили, арестовали, расстреляли, уморили голодом в Украине и на Северном Кавказе миллионы людей. Это отдельная тяжёлая тема. Не будем здесь её рассматривать.
Очень важно другое. О чём думал Сталин, затевая украинизацию? Ну, поиграем с этими хохлами. Наберём их в партию, тихонько перемелем - мука будет. Ага. Не тут то было. Когда дошло до дела - пришлось стрелять и убивать голодом.
В такой же глухой, пока еще, слава богу, не страшный угол загнала себя и партия Регионов. Ну, поиграем с русскоязычными и будем править потихоньку. Ага. Видят, что осенние-то выборы явно проиграют. И нельзя же рубить сук, на котором сидят - единство народа. Пусть хилое, но единство. А что же делать? Козырь-то хоть и опасный, но один-единственный. Никакие мелкие подачки уже не работают. Вот и затеяли концерт. Пока лишь заиграли на балалайке.

4

Кто-то скажет, что я преувеличиваю опасность. Ладно, вот вам свежий пример. Можете представить себе, что в Барселоне, Марселе или Палермо нет ни одной частной газеты или телеканала на испанском, французском или итальянском языке? Такое там исключено. Между тем в крупнейшем промышленном городе Запорожье - их нет на украинской мове. Как? В самом центре борьбы за свободу Украины? Увы, это - факт.
Да, издавалась тут замечательная газета «Просто». Возникли финансовые трудности. Главный редактор пошел просить помощи у местных воротил. Ни один не дал ни копейки… украинской газете. Повторяю, нет у нас патриотической крупной буржуазии. Только русскоязычная. Такая же, видимо, печальная картина в Донецке, Луганске, Одессе, Крыму…
Слыхали об этом авторы «Европейской хартии региональных языков»? В половине Украины нужно срочно спасать мову!
Тут остановимся. Пусть и наши концертмейстеры, их подпевалы задумаются: их дела - ох, не шуточные. Вам, господа, нужна победа на выборах, а нам - своя благодатная Держава без воровской «элиты». Тогда и на провокационные концерты никого не заманишь.
Виктор Ахинько,
писатель
Запорожье
Дом. тел. 0-612-63-74-80

противостояние, языки, Украина

Previous post Next post
Up