Щелкнусля в photo booth, уменшил масштаб в word, чтобы соседи не читали и решил написать об ощущениях последних четырех дней. Мы только вылетели, поднялись судя по огням тысяч на 5 и у меня примерно 40 минут до того, как понесут ужин. Четыре дня, четыре столицы - Москва, Вена, Братислава, Будапешт.
Москва для меня в последний год состоит в основном из аэропотов. Шереметьево все-таки понемногу начинает выирывать у Домодедово - причесали новые терминалы, не сразу, но решили проблемы с внутренней навигацией и общепитом, а сами терминалы D и E с самого начала производили впечатление очень дельных и дорогих сооружений. Аэрофлотовские деньги, несмотря на то, что вроде бы государство не самый эффективный менеджер и собственник, в итоге победили зло - такого стильного интерьера, таких дорогих кресел в залах ожидания, такого количества мромора, стекла и нержавеющей стали я не видел нигде. Домодедово же несмотря на перманентное расширение и заполнение каким-то функционалом каждого квадратного сантиметра, все-таки очень перегружено - зоопарк начинается уже на стоянках и пероне аэроэкспреса. Я решил перейти с S7 на Аэрофлот, мне уже перевыпустили мою дебетовую Visa - все равно мили копятся практически в таких количествах , что я не успеваю их «излетать», так что не страшно, что Аэрофлот и весь Sky Team чуть жаднее в плане начисления и монетизации миль - зато самолеты классные, посадки-высадки через телетрап, не самые экономичные дискаунтеры-партнеры в Европе и, блин, чай в нормальных больших картонных стаканах, а не в пластиковых 70-граммовых ужасно неудобных чашках.
Про Братиславу писал в предыдущем посте, хочу лишь отметить, что она не померкла после Будапешта и Вены - частичка моего сердца осталась там и рано или позно я вернусь. Там нет лабиринтов и городских джунглей, там нет наскоро сколоченного «рая для туристов», нет светящихся витрин на паре улиц с трущобами и несчастными людьми за ними.
Будапешт. Как и со многими другими местами на земле, я долго ждал свидания с этим городом. Еще лет в 12 я прочитал роман писателя-диссидента Сергея Юрьенена «Сделай мне большо». Там описывается история молодого советского журналиста, с циничным, каим-то базаровским нигилистским отношением к действительности, характерным для молодежи крупных городов времен «развитого социализма» - середины и конца восьмидесятых. В союзе уже вовсю бегали за джинсами и жвачками, а на улицах по прежнему висели красные флаги и портреты Маркса-Энгельса-Ленина. Я каким-то чудом, еще будучи ребенком чувствовал эту лажу в происходящем и как губка впитывал все немного запрещенное, альтернативное и непопулярное. Блин, у нас тогда в деревне жили козы и летом я занимался заготовкой сена, а зимой чисткой конюшен - а по ночам читал авторов типа Юрьенена и смотрел на черно-белом телевизоре американский эфир MTV, который врубали по центральному телевидению без перевода... Так вот у Юрьенена этот парень журналист получил шанс выехать за рубеж, а именно в Венгрию, как представитель творческой молодежи в составе «Поезда дружбы» - некой утопической идеи властей возить по восточным соседям этакую витрину строя и курса, идеологическое средство убеждения в превосходстве советского строя. Направляли такой поезд как правило к самым проблемным соседям, которые рисковали прозреть и скинуть свои прокремлевские правительства. В романе Юрьенен довольно подробно описывает все мытарства советского гражданина, с поездкой за границу - бесконечные собеседования в обкомах, парткомах и комитетах - цель была получить резолюцию «благонадежен, рекомендуется для поездки в Венгерскую Социалистическую Республику». Меня кстати как филолога всегда очень занимал этот советский функциональный стиль комуникации - все эти «благонадежен», «воспрещено» - вспомню еще, допишу. Герой Юрьенена проваливает последнее собеседование в комитете партии, с настоящими ленинцами, но, захваченный одержимостю отчаявшегося человека, иммитирует звонок в районный комитет партии со Старой Площади - в итоге получает заветные рекомендации. Само пересечение границы с советским союзом, в районе пограничного пункта Чоп, через реку Тиса - автор сравнивает с чем-то большим, чем даже первый секс, цитата по памяти, возможно не точная «...пи...у в союзе еще познает каждый, но вот покинуть «священные рубежи» дано не всем... рабы империи». В Венгрии герой встречает молдодую венгерку, Иби, которая работала переводчиком для их группы. С Иби они занимаются любовью на броне танка на территори советской воинской части, ходят по кафешкам Будапешта, убегают от цепляющихся к ним «совков» - это была настоящая любовь. Постепенно все пришло к обреченности подобных отношений, к тому же на фоне событий 1954 года, танков, под гусеницами которых погиб брат Иби, невозможности советского человека отказаться от имперского и при этом рабского сознания, гордости и преданности монстроподобной стране... В общем там был Будапешт - плоская часть Пешт и гористая Буда, улочки, кафе, мосты, квартиры, набережная, Дунай...
Вот, Будапешт стал моим - я приехал туда сам, из Братиславы. Мы провели там девять часов и вы возможно скажете, что это точно слишком мало, чтобы составить какое-либо мнение о месте, но это не тот случай. Я получил все, что хотел - посмотрел основные достопримечательности: здание парламента, старую турецкую крепость, памятник Liberty (не уверен, что по-русски переводят «свободе») с цитаделью; я побывал в нескольких очень аутентичных заведениях в даун-тауне (по-немецки Innenstadt и я не уверен, что знаю, как это по-русски - внутренний город?), поел гуляш и выпил Токай; мы побродили по обычным жилым кварталам и даже побывали на местном рынки. До полноты картины не хватило лишь побывать в школе, или детском саду. Даже успел пересечься с местной полицией - на колесо моей машины пока мы бродили по городу установили блокиратор за неправильную парковку. Но все не то - не вспыхнуло в груди чего-то, что заставляло бы закрывая глаза вспоминать раз за разом самые разные мелочи. Я не понял, как там выглядят люди, не понял какие эпохальные события связывают этот город, эти места с вечностью, что здесь есть настолько уникального, что заставило бы меня приезжать сюда снова и снова. Ну или по меньшей мере хотеть этого. Кстати, мне, например, хватило два часа, чтобы полюбить Сараево - туда я теперь хочу и часто вспоминаю. А может быть действительно важно не только «где», а еще, и даже больше с «с кем»?? Не знаю, я не мог не побывать однажды в этом городу, но удостоиться чести быть любимым мной он пока не достоин. Я сноб? Возможно, но один друг в твиттере написал мне, что ему не понравилось и я тоже не хочу вытягивать из себя неродившиеся эмоции.
Вена. Господи, как хороша! Строга, уютна и мила! В ней сразу чувствуется такой буржуазный старо-европейский колорит, характер и стать. Город очень простой для навигации - все расходятся от местного кольца бульваров, в котором находятся основные достопримечательности - здание парламента в греческом (я слушал GPS-гайд) стиле с калоннами и капителями, ратуша - немного демонического мистического вида - неоготика, резиденция Габсбургов комплекс дворцов и парков Хофбург. Вот тут действительно творилась история, этот город любили Моцарт, Бетховен и Гадн, его мечтали завоевать Наполеон и Сталин (оба в итоге дошли сюда своими армиями и оставили следы). Здесь культ кафе и соответствующиго времяпрепровождения - их здесь сотни и тысячи и все, что я видел просто поражают вкусным кофе десятка сортов, стилем интерьера и видом снаружи, а также каким-то феноменальным вниманием к деталям, которые делают мое пребывание в них комфортным, создают удивительную личную экологию буквально с первой минуты. Еще один немаловажный фактор - язык, здесь я дома, я чувствую на себе одобрительные взгляды официантов и таксистов, мне несколько раз сделали комплименты, но самое ценное, что девушка-хостес в отеле полдня говорила со мной по-немецки и только когда я заговорил с коллегами по-русски, обратилась ко мне на великом и могучем! Кто в курсе, тот поймет, что лучше признания не придумаешь, чем когда твои соотечественники, давно живущие на западе не выкупают в тебе русскоговорящего. Вена, wir sehen uns bald wieder! Ganz herzliche Kuesse vom Board SU 372 von der Hoehe von etwa 10 km.