Откуда еда, которую мы раздаем
(заметки волонтера благотворительной столовой в дополнение к
рассказу о нашей работе).
1. Покупаем.
На завтраки для школьников идет лишь только свежее, купленное нашими работниками, а не привезенное откуда-то. На это расходуются пожертвования, сделанные деньгами.
Кроме продуктов мы покупаем упаковочные материалы (контейнеры, пакеты, мешки), моющие средства.
2. Получаем из общепита.
Это основной источник, потому что в Эйлате общепита очень много.
Гостиничные рестораны, конечно, готовят, ориентируясь на количество гостей, но готовят заведомо избыточное количество. Ведь даже самый последний посетитель ресторана должен получить возможность выбора из нескольких блюд каждой категории.
Так что после завершения трапезы остается много еды. Некоторая ее часть поступает потом в столовую для сотрудников, но много достается и нам. Оплачено клиентами гостиниц.
Значительное количество готовой еды привозят с военных баз, расположенных около Эйлата. Там по своим соображения тоже готовят с избытком. И это очень качественная еда. Оплачено всеми налогоплательщиками страны.
Еду эту нам привозят сотрудники другой амуты -
Лекет. которая собирает излишки приготовленной еды для перераспределения среди нуждающихся по всему Израилю. По сути Лекет это
Банк продовольствия (food bank), и как таковой не занимается непосредственно распределением еды. Для этого у него в Израиле есть более чем 200 амутот-партнеров.
Иногда и из маленьких рабочих столовых, которые в недалекой от нас промзоне, привозят в конце дня то, что осталось у них. Тут уже масштабы другие - 10 котлет, килограмм гарнира или салата. И это мы берем. Часто даже не распаковываем, а так и отдаем многодетным семьям.
Бывают и сосем частные пожертвования.
Приехала женщина с корзинкой булочек, которые испекла.
Зашел парень с мешком: «Вот, мы компанией жили на вилле, сейчас уезжаем, а у нас много продуктов осталось. Возьмите». Взяли, но потом перебрали, все начатое выкинули, оставили лишь целые упаковки и овощи.
К сожалению это нестабильный источник - то густо, то пусто. Иногда приходится ограничивать количество еды в одни руки, иногда - уговаривать взять еще. Причем ситуация может измениться в течение нескольких часов.
Был день, когда я говорил пришедшим, что у меня есть только хлеб и бананы, а готовой еды нет, кончилась, как вдруг подъехал фургончик и выгрузил много готовых куриц, говядины, овощей, макарон риса.
3. Готовим на месте.
У нас есть небольшая кухня, в которой можно нарезать салаты из подаренных овощей.
Овощи-фрукты нам дарят довольно часто. Судя по их состоянию, хозяевам магазина проще выгрести нам всё перед завозом новой партии, чем перебирать. Овощи-фрукты нынче дороги, поэтому то, что мы не используем в салаты, то просто выставляем наружу и наши посетители охотно выбирают из них наиболее сохранное, а остальное потом выбрасываем.
Если еды совсем мало, то варим подаренные сосиски, яйца, макароны - например я варил вермишель и сосиски, делали минималистическую порцию - три сосиски в коробку с вермишелью и салат.