ВЫБОРЫ В ИЗРАИЛЕ - ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Apr 11, 2021 15:07


Все четверть века израильской жизни я проявлял высокую гражданскую сознательность, не только не  пропускал голосований в Кнессет и в местные органы власти, но и был наблюдателем. А на состоявшихся 23 марта 2021 г выборах в 24 Кнессет получил место заместителя председателя избирательной комиссии на одном из участков.
Пребывание внутри избирательной комиссии вдохновило меня на несколько постов в ФБ, которые и послужили основой этой публикации.
Ковид внес некоторые изменения в организацию участков: количество их увеличили с тем, чтобы на каждом было не более 600 избирателей.



Комиссия сидела за щитом, окно в котором позволяли наблюдать за происходящим.


Для обмена документами предусмотрены небольшие амбразуры.



Электората к участку было приписано мало, пришло на выборы меньше половины, так что до закрытия участка мы работали не  очень напряженно: наблюдали за ходом голосования и подписывали конверты - самый важный атрибут процесса голосования.
Бюллетени с названиями разных партий есть не только в кабинке для голосования, но и на столах агитаторов при входе в здание, и у партийных активистов.
Некоторые избиратели, особенно плохо читающие на иврите, приходят, уже имея при себе нужный бюллетень. Законно ли это - я до сих пор не знаю правильного ответа. Но достаточно широко применяется.


На конверте должны быть подписи 2 членов избирательной комиссии данного участка. Без этих подписей конверт, которым проголосовали, считается недействительным и этот голос не учитывается.
Подписанный конверт становится документом строгой отчетности. В течение дня мы подписывали по 25 конвертов за раз и за каждую порцию расписывались в журналах секретарей.

После закрытия участка подписанные неиспользованные конверты подсчитываются и упаковываются для передачи в ЦИК.

Количество конвертов, которыми проголосовали, и неиспользованных подписанных конвертов, должно совпасть с общим количеством подписанных конвертов. Не подписанные просто выкидывают.

Кроме контроля от комиссии и партийных наблюдателей был и видеоконтроль от ЦИК.  У  нас на избирательном участке у нас осуществляла эта барышня с видеокамерой на груди.


Пока шло голосование она сидела за боковым столиком, так что в кадр попадала и урна, и подходы к кабинке.
Когда начался подсчет бюллетеней, то тоже фиксировала все происходящее.
Вот непонятно мне, почему при такой видеофиксации любительская фотосъемка на участке официально запрещена. Все, кто постит свои снимки около урны - формально нарушают этот запрет.


На столе - ширма. За ней ящики с бюллетенями различных партий.  Избиратель должен взять 1! из них, положить в конверт и на глазах комиссии положить конверт в урну.

Молодая женщина с бойким ивритом и тяжелым русским акцентом сперва долго скандалила, потому что ее участок оказался не в том месте, где раньше. Затем она получила конверт, зашла за ширму, долго там стояла, а потом закричала, обращаясь к комиссии:
- Эйх (как), бля, за Биби проголосовать, бля?
Молчание было ей ответом.



Урна для конвертов - это ящик, сложенный из картона. У нее есть замок и пломба. Вот они и важны.
Первое, что я сделал, придя в 15 часов работать в комиссию во вторую смену  - проверил, что пломба на месте.

Когда голосование закончилось мы проверили, что пломба не повреждена и что ее номер соответствует тому, что указан в протоколе, в чем и расписались.


Сдвинули четыре стола, приготовили всю канцелярию, срезали пломбу и открыли урну. Стали вынимать конверты, попутно отделяя белые от синих. Вот на фотографии виден один белый конверт в руке.
Пересчитали белые конверты для тех, кто не был приписан к нашему участку, но проголосвали у нас. Их было 2 вида: для тех, кто работает на выборах, и для иногородних.
Первых у нас было 5, вторых - 20. Занесли их количество в протоколы, расписались, запаковали в специальный контейнер, который отправится в ЦИК для проверки и вскрытия.
И начали считать синие конверты. Первые три раза их количество не сходилось с тем, что мы указали в протоколе. Не хватало 1. Устроили конвейер: один отсчитывает 10 конвертов, передает второму, тот тоже пересчитывает этот десяток, передает третьему члену комиссии. Вот так и нашли два слипшихся конверта. Все совпало. Записали в протокол. Расписались в 2 экземплярах. И приступили к вскрытию конвертов ...

Подсчет голосов из конвертов - самая увлекательная часть процедуры.

Но перед тем, как вскрывать конверты, готовят специальные приспособления для распределения бюллетеней. В старых советские магазинах на такие стержни продавцы накалывали чеки. А на иврите эта штука называется шипудим - шампуры. Для каждой партии свой стержень. Партий у нас на этих выборах больше 3 десятков, так что шампуров у нас было много.



Ну, начали. Член комиссии (в черном) вскрывает конверт и предает его председателю (в белом). Та вынимает бюллетень и показывает его всем нам, называя написанные на нем буквы. Два секретаря фиксируют это каждая в своем протоколе. Вот он в нижнем правом углу виден. В него заранее внесены строки с названиями всех партий и пустые столбцы. Первые 4 голоса за конкретную партию обозначаются вертикальными черточками, пятая - их перечеркивает. При этом все радостно кричат «закрыто». И следующая палочка идет уже в новый столбик.



После того, как палочка поставлена, бюллетень передается наблюдателю, который и накалывает его на соответствующий шампур. Девочка в синей жилетке фиксирует все на видео.



Из 237 обработанных нами конвертов 4 оказались бракованными. В одном был белый листок, что означает «против всех», в одном на бюллетене была сделана рукописная надпись, а в двух было 2 и 3 листка с названиями разных партий. Каждый случай был описан в протоколе, а сами конверты с содержим сложены в специальный контейнер для передачи в ЦИК.
А вот несколько конвертов, в которых находились 2-3 одинаковых листочка, были признаны кошерными. Такие листки сшивали скобкой и метили специальной наклейкой (видна на среднем бюллетене). В протоколе они учитывались как один голос.


Потом мы подписали заключительные протоколы и сфотографировали их. Каждый член комиссии направил отчет по своему участку делегировавшей его партии. Снятые со стержней листочки упаковали отдельно для каждой партии для отправки в ЦИК.

ДЫБР, Эйлат, Мемуары, Политика

Previous post Next post
Up