Кто в действительности обидел пенсионеров (о законопроекте Алекса Кушнира).

Jul 14, 2020 08:35


(Текст из ФБ, https://www.facebook.com/alexander.chernitsky.5/posts/1700124453460134 пусть тут полежит, где легче найти.  Тема-то вечная)
Страсти уже улеглись, обвинения затихли, можно и с цифрами в руках обсудить проваленный законопроект
Часть 1. Почему я, пенсионер, считаю это дешевой провокацией.
В Израиле экономические проблемы. Многие остались без работы. Можно ли в нынешней ситуации считать самой страдающей и обездоленной группой именно пенсионеров?
Нет! Пенсионеры, и я в их числе, оказались самыми защищенными. Конечно, у большинства русскоязычных пенсионеров пенсии не такие, как у судей, которые, выйдя на пенсию в 2017 году, будут получать до конца жизни около 47 тысяч шекелей в месяц из госбюджета. Тем не менее, наши даже небольшие доходы остаются неизменными, в отличии от доходов многих наемных работников и бизнесменов. Но главное даже не деньги, а ощущение стабильности. У пенсионеров оно есть, а любой работающий может неожиданно засесть дома, просто если в его окружении окажется кто-то зараженный.
Около 400 тысяч человек на сегодняшний день уже без работы. Конкретную помощь индивидуальным предпринимателям Кнессет еще собирается утвердить. Вот им нужна финансовая поддержка от государства!
Поэтому я считаю, что будет неправильно дополнительно помочь пенсионерам, а не тем, кто реально пострадал от эпидемии. Тем более, что все пенсионеры получили небольшую денежную помощь, а большинство - еще и продуктовую.
Но депутат Кушнир все же выдвинул свой законопроект, мертворожденный и обреченный. Ну не проходят частные законопроекты, выдвигаемые оппозицией. Ни в Кнессете не проходят, ни в остальных парламентах мира. Таковы правила парламентской игры. Оппозиционный депутат, который действительно хочет, чтобы его законопроект прошел, должен заручиться поддержкой правительства, особенно, если речь идет о выделении больших бюджетных денег.
Ну, не для того Кушнир пошел в оппозицию, чтобы договариваться с правительством. Зато заведомо непроходные законопроекты хороший повод для пиара и нападок на власть, для возбуждения публики.
Именно так расценили инициативу Кушнира  депутаты, не только из коалиции, но и из оппозиции. Давайте посчитаем. Итоги голосования: за - 23, против - 48. Всего голосовал 71 депутат. А как распределяются все 120 наших депутатов? 72 в коалиции, 48 оппозиции. То есть больше половины депутатов от оппозиции (25 из 48) не участвовали в голосовании по этому, столь важному по мнению Кушнира, законопроекту. В коалиции прогульщиков было меньше, 24 из 72.
Вот потому я, хоть и пенсионер, но считаю выдвижение этого закона провокационной пиар-акцией.
Часть 2. Следим за руками
Те, кто не успел заработать пенсию, те, кто забрал ее и потратил до достижения пенсионного возраста, те, кому работодатели не отчисляли пенсионные, и те, кто репатриировался в преклонном возрасте, все они получают пособие от БЛ (начиная от 1558 шекелей).
Мало? Да. Но вот только на эти деньги никто не живет. Если у пенсионера нет других доходов (или они малы), то ему платят социальную надбавку (1679 шекелей.).
В сумме это 3237 шек. Кушнир хочет 70% от минимальной зарплаты? Минимальная сейчас 5300.
Сколько будет 70% от 5300? 3710.
Всего каких-то 473 шекелей не хватает до заветных 70%.
А теперь следим за руками НДИ. Они постоянно смешивают в своих агитках понятия "пособие" и "доход". Ведь получатели социальной надбавки вместе с ней получают разных льгот в сумме намного превышающей эти 473 шекеля. Это прямые выплаты: квартирные и отопительные, это скидки (вплоть до полного освобождения) на арнону, воду, электричество, лекарства, оплату визитов к врачам больничных касс и многое другое. Все это тоже рассматривается как доход. И он больше 473 шекелей.
Но люди рассчитывают на пособие в 70%, а законопроект - он про доход.
Так что если бы закон Кушнира был бы принят, то пенсионеры не получили бы ничего - "у вас уже есть доход в 70% от минимальной зарплаты", или получили бы деньги, потеряв льготы (такие прецеденты были). Но виноват был бы не автор непроработанного законопроекта, а правительство. «НДИ опять не дали».
А что же обещал Ликуд перед выборами и над чем продолжают работать в правительстве?
Установить более высокую черту бедности и увеличить пособие по старости с социальной надбавкой до 3800 шекелей на одиночку и 6100 шекелей на пару.
Привязать пособий по старости и социальной надбавки к средней заработной плате.
Сегодня пособия привязаны к базисной сумме, которая не меняется годами и поэтому величина пособий практически не меняются и отстает от роста стоимости жизни.
Но, как я уже писал в первой части, деньги пока нужны на неотложную помощь более молодым.
Часть 3. Неочевидные социальные последствия законопроекта Кушнира
Один из политобозревателей, сожалея о том, что законопроект был провален, написал:
«Речь о смешной надбавке в 500-700 шекелей для стариков, живущих за чертой бедности в нищете. Сумма эта для страны хоть и большая, но не критически, потому что речь о всего 300 тысячах стариков, включая, кстати, 100 тысяч израильтян не репатриантов».
О том, что никаких 500-700 не планировалось, максимум 473, я уже написал во второй части.
Но ограничится ли дело 300 000 стариков?
Сложилась парадоксальная ситуация, при которой люди, заранее позаботившиеся о своей пенсии, получают меньший доход, чем те, кто дошел до старости без легальных накоплений.
Люди, которые смогли заработать пенсию, превышающую 1372 шекеля, или у которых есть на счету больше 35 216 шекелей, теряют право на надбавку к пособию БЛ и, соответственно, льготы. В результате их доход в старости меньше, чем у стариков, не работавших в Израиле.
Со 100 тысячами нерепатриантов тоже все не так просто. Среди этих людей есть и такие, которые и до принятия закона об обязательных пенсионных отчислениях имели пенсионную программу от работодателя, но сняли накопления до достижения пенсионного возраста. А теперь получают пособие по старости + социальную надбавку + льготы.
До введения обязательного пенсионного страхования от работодателя всем нам постоянно предлагали частные пенсионные программы.
Да, взносы в пенсионные программы, что от работы, что в частные, уменьшают ту сумму, которую можно потратить прямо сейчас.
Те, кто оформлял себе такие программы это понимали. Но то, что этим они уменьшили себе доходы в старости, стало для многих неприятным сюрпризом.
Очень неприятно оказаться фраером и смотреть, как твои знакомые, которые тратили все заработанные деньги, получают после ухода на покой больше, чем ты.
Поэтому, не должно быть так, что люди, проработавшие много лет в Израиле, люди, откладывавшие деньги, окажутся в худшем положении, чем не работавшие тут, не думавшие о старости. Такое положение заставит многих молодых жить сегодняшним днем, в надежде, что государство в старости не бросит.
Так что повышение выплат получателям пособия + надбавка вызовет недовольство получателей небольших, но заработанных пенсий и накоплений. И придется либо и им пособие повышать, либо льготы предоставить независимо от получения надбавки, а это уже не 300 тысяч, а гораздо больше.
Все вышесказанное в 3 частях и позволяет мне оценить законопроект Кушнира как дешевый политический пиар, бессмысленный и беспощадный.


Политика

Previous post Next post
Up