Мама рассказывала, что после войны, земля очень долго пахла кровью. Так много было погибших героев, освобождавших нашу землю от фашистов. И, освободивших её ценой своей жизни.
А как люди радовались миру! Они знали его цену - знали его бесценность.
Смотрю видео с бойцами с обоих сторон. Есть конечно, мягко говоря, "странные" люди. Но, часто, и те и другие, понимают несправедливость происходящего и неправду во всём этом. Понимают, что их стравливают под надуманными предлогами, с помощью провокаций и лжи и что убивая друг друга, они не делают добра себе и своей земле. Понимают, что виновники происходящего - совсем другие люди, находящиеся вдали от поля боя. В безопасности, в комфортных условиях. Для них война - их бизнес и удовлетворение амбиций.
Украине необходим мир. И мир не за счёт убийства одной или второй стороны конфликта, а за счёт приобретения способности решать спорные вопросы словами и делами, а не оружием.
Какая разница, левой или правой рукой выплёскивать воду из кувшина на землю? Её будет меньше. А может и совсем не будет.
Я не хочу слушать глупости. У нас с обеих сторон хорошие воины. Храбрые и сильные достаточно, чтобы уничтожить друг друга.
Но, достаточно ли мудрые, чтобы этого не сделать?
КРАСНЫЕ ЦВЕТЫ
Вы по нашей земле ходили? Вы ее никогда раньше не пробовали на язык?
Соленая земля наша на Перекопе была. Кто скажет, отчего земля наша соленая была? Одни говорили, что много крови было пролито на ней. Другие говорили, что слез много. Эх, что скажу я... где кровь, там и слезы. Где кровь найдешь, там и слезы ищи.
Было у меня два сына, хороших сына. Эх, посмотрели бы вы, как они землю соленую копали, как они работали на ней, чтобы хлеб родила. Мало давала земля, кровью и потом политая, мало давала людям хлеба.
Росли сыны мои, становились все выше. Спины такие широкие у них были, что на каждой спине по-двое лечь могли. Бот такие были сыны! Росли они, и радовалась я им. Отца не было - умер.
- Ничего, - говорила я, - за такими сынами разве я - маленькая - не спрячусь? Какое горе меня увидит? Я впереди себя поставлю сынов своих, и не увидит меня горе.
А вырастут, станут мужчинами большими мои сыны, я им жен найду, не богатых, нет... Найду самых хороших, веселых. На что богатство, зачем оно? Когда человек весел, ему все принадлежит, тогда ему и солнце светит; когда человек весел, у него душа богата, а когда душа богата, жить легко.
Зачем богатство? С богатством черное горе идет. Не надо. Богатство никогда с радостью рядом не стояло. Где богатство - смеха не ищи, - так тогда думала, так говорила я, не знала, что возможно и другое богатство, богатство для всех, с радостью и смехом рядом.
Найду, - думала, - своим сыновьям веселых жен, пусть смеются. А потом они мне принесут каждая по внуку, а я посмотрю и подумаю: «Э-эх, какие у меня опять сыны растут, э-эх, какие большие сыны у меня будут опять». И на ноги поставлю их.
Так думала.
А невесткам буду говорить:
- Что вы, глупые, как курицы, сидите! Идите гулять, а я сынов посмотрю. Вот я вам каких двух вырастила. Что же, я разве не выращу двух сынов еще? Идите гулять!
Одного возьму, заверну ножки крепко, другого возьму, заверну ручки крепко. А потом я спою им хорошую колыбельную песню: баю-баю-ба-а-а-й!..
Вот как я буду сынов своих растить.
Так думала я, глупая, не знала я, что по деревне горе скоро пойдет. А пришло...
Пришли. Они называли себя белыми, а были черные, как собаки черные были. Называли себя белыми, а были, как грязь. От дыхания от ихнего людям дышать нечем было. Белые! Правду о себе людям боялись говорить.
Пришли и горе с собой привели. По деревне стали говорить:
- Скоро у нас всех сынов заберут. Бежать им надо. Пусть лучше бегут к нашим, к тем, которые землю хотят сладкой сделать. Есть такие люди, там, за Турецким валом, хорошие, настоящие люди, они землю сладкой сделают! Отцы давно к ним ушли, пусть и сыны идут.
А я говорила:
- Я горе к себе в дом не пущу, пусть горе не думает, что я маленькая, что я дверь собой закрыть не сумею. А я вот так выйду, да как стану в дверях, да как крикну:
- Куда идешь?..
Горе - оно матери испугается, мимо пройдет. Глупая я, думала, своей спиной сыновьи спины закрою.
Это ведь радость широко в двери идет, а горе - оно и в щелку лезет.
Не видела сама, как горе пришло. Пришло, закричало...
...Белые ногами затопали, ругались, моих сынов потащили.
А я говорю сынам:
- Бегите, к своим бегите, за вал бегите, к людям, которые хотят землю сладкой сделать.
А сыны говорят мне:
- Не бойся! Не кричи! Зачем горе свое на руку кладешь, им показываешь? Пусть не смеются над тобой, не надо, будь настоящей матерью. Мы за себя постоим, пусть только ночь придет, ночь -- она нам помощница. Мы к своим пойдем, а потом к тебе придем, мать, и сделаем землю сладкой, не бойся!
И я осталась одна. Ушли сыны. Я все думала: ну, наверное, скоро придут.
Дверь открытой все держала. Если на зов материнского сердца не придут, может - на огонь придут: поставила свет на окошко. Нет, долго не шли. Так и не пришли совсем.
Кто скажет, может - в земле лежат, может - дорогу в дом забыли. Только нет, материнское сердце забыть нельзя, наверное, за сладкую землю легли, наверное, земля их к себе приняла. Хорошие ведь они, и земля приняла их, как мать. Гордые ведь, честные ведь, руками лицо земли как они гладили, чтобы сладкой ее сделать, никого не обижали. Руками своими землю холили, от тех, белых, чистили, нет, земля их не обидела, нет!
И вот думаю часто я, почему на нашей земле столько хлеба растет? Почему такие роскошные сады, виноградники? Сладкая земля стала! Весной приди, походи по нашей земле. Раньше на ней только трава росла белая, как мои седые волосы, а теперь весной посмотри, какие цветы растут! Красные! Ты не бойся, возьми, сорви, положи себе за рубашку, положи на грудь. И если ты мать, если грудь твоя кормила когда-нибудь, услышишь ты, как цветы говорят слова. Я кладу и слышу, как цветок шепчет мне:
- Ничего, - шепчет цветок, как будто сами сыновья говорят, - мы по земле ходим, много нас - сынов. Ничего, мать, мы сделали землю сладкой, и хлеб на ней растет такой высокий, как мы - сыны твои - были, сады цветут невиданные, большие, и сердце стало у людей такое большое, широкое, и богатство с радостью живут теперь рядом...
Хорошо стало на земле нашей...
Теперь я на других сынов смотрю. Смотрю и радуюсь, все равно как на своих...
Легенды Крыма
Сост. Д.М. Прикордонный,
Предисловие М.Ф. Рыльского
Оформление художницы Н.Г. Чайка
Легенда записана от М.Г. Кустовой
Крымиздат - 1959, Симферополь
Автор -
igorsamusenkoОбязательно полюбуйтесь крымскими маками
здесь - сказка!