Услышал недавно тезис, что "в бывшем Союзе метро нормально строят только в двух городах - Москве и Ташкенте" и решил посмотреть, насколько он соответствует реальности.
Развитие метро можно смотреть в двух разрезах - по числу станций и по длине сети. Мы посмотрим и то, и другое. +- показатель будет схожий.
Еще два важных момента:
1. Отсечку я брал 2000/2001 гг. отсекая еще советские заделы, которые строили с 1980-х. В самом деле, метро Екатеринбурга, Днепра или Юнусабадская линия в Ташкенте открылись уже в независимых республиках, но заслуг самих этих республик особо нет. А где-то с начала XXI века новые участки сети и станции были уже достижением незалежных метростроевцев.
2. Для интереса добавил еще 2 советских системы Метротрама - в Кривом Роге и Волгограде. Это, разумеется, не метро. Но скоростной внеуличный транспорт с подземными участками.
При этом в КР все 11 станций - это именно станции, пусть в основном и наземные. А в Волгограде в наличии 6 подземных станций, а остальные 16 - это просто де-факто трамвайные остановки на реконструированной в 2023 году линии.
Для начала, длина сети:
Абсолютный лидер и по длине линий и по развитию в XXI веке - самоочевидная Москва. А вот дальше, действительно, идет Ташкент, опережая (правда ненамного) Питер.
Причина такой прыти узбекистанской столицы - новая, 4-я ветка метро. Называется "Линия 30-летия независимости Узбекистана" (в девичестве просто "Кольцевая") и, в отличие от "тяжелого" подземного метро постсоветских стран это эстакадная/наземная линия по городским окраинам в азиато-африканском стиле.
У нас такое тоже есть (Филевская, Бутовская ветки в Москве), но тут относительный масштаб больше. На сейчас из 48 станций Ташкентского метро только 31 подземная, а еще 14 надземных и 3 наземных.
Всего же в XXI веке узбекистанцы построили 19 новых станций:
По темпам метростроя видно разделение на "авторитарную 5ку" и "демократическое трио" государств.
Питер ожидаемо 2й с отрывом город по развитию метро в бССР, но это за счет советского наследия. По современным же темпам тут ситуация формально хуже даже Киева. Но, справедливости ради с 2010 в Питере открыли 8 станций и порядка 14 км перегонов (и это не ташкентские эстакады). В то же время в Киеве последний масштабный пусковой участок из 6 станций на 8 км перегонов открывали в 2010-2013 годах в 4 присеста. И в 2023 году из-за подтопления весь этот участок и все 6 станций закрыты на годы, а может и десятилетия простоя. Держа это в уме Киев слетает в свою дружную "европейскую команду".
Самую высокую долю (точнее просто 100%) сети и числа станций из XXI века имеют 2 полностью новых постсоветских метрополитена - Казани и Алматы.
При этом, как видно, метрополитен сравнительно небольшого Минска развивается темпами Москвы и Ташкента и обогнал главного советского баловня -Харьков.
При этом по совокупной длине сети и числу станций первая столица УССР все еще в разы опережает провинциальные метрополитены России.
---
Отдельно стоит отметить Волгоград и его метротрам. Советское наследие этой системы - 3 подземных станций. А еще 3 новых построили в России к 2011 году. Таким образом, реально сложная подземная часть выросла вдвое.
В Кровом Роге за это время открыли 1 наземную станцию на существующей линии, а еще 1 остается замороженным недостроем вот уже более 30 лет.
---
Еще отдельно подчеркну, что в учёт не шли линии МЦД/МЦК в Москве и его аналог в Минске. По сути это линии ничем не хуже новой ташкентской, а по пропускной способности и повыше. Но пути там еще формально даже не советские, а вообще имперские, так что исключил их из таблицы.
Какие перспективы у метрополитенов стран бывшего Союза?
В Днепре когда-нибудь все-таки должны домучать участок из 3 станций в центре и тогда из совсем убого обрезка эта система выйдет хотя бы на уровень Екатеринбурга. Впрочем, не факт, что это произойдет в независимой Украине...
Москва и дальше будет улетать в космос, тут понятно. Русская провинция потихоньку ковыряет по 1-2 станции и это ожидаемый улов к 2030 году. В Казани строят аж целую 2-ю ветку, так что тут может быть более существенный прогресс.
По новым системам были объявлены планы строительства метро в Душанбе китайцами. Товарищи из КНР своё дело знают лучше всех в мире и можно ожидать реализацию в среднесроке.
Еще есть скандальный зависший эстакадный недострой в Астане. Денег и сил вбухано уже много и, думаю, казахам надо хотя бы частично это использовать. Ну не сносить же километры бетонных эстакад...
Долгострои в Челябинске и Красноярске вроде бы решено достраивать не как классическое метро, а как аналоги волгоградского Метротрама, с почти достроенными подземными участками в центре и развитием на земле за его пределами. надеюсь, к 2030 году обе системы в каком-то виде запустят в эксплуатацию.
А самым печальным остается ожидаемо великий Омский метрополитен из 1 станции. Город-мем держит марку.